Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Паломническая поездка общины «Информсайт» в собор Пророка Божия Илии на Ржевке (Санкт-Петербург)

Паломническая поездка общины «Информсайт» в собор Пророка Божия Илии на Ржевке (Санкт-Петербург)

30 марта, в день празднования преподобного Иоанна Лествичника, мы с Божьей помощью выбрались в намеченную на собрании общины поездку в храм Святого Божиего Пророка Илии, покровителя нашей общины "Информсайт". Как инициатор, я стала ежедневно читать канон Илие Пророку, и вот от предполагаемых 4-5 человек нас собралось в 2 раза больше. Получив благословение у отца Николая на поездку, спустившись в усыпальницу Батюшки Иоанна Кронштадтского я неожиданно для себя обнаружила слева от надгробия схиигумении Ангелины еще одну икону с образом Святого Пророка  - вознесение на огненной колеснице.

 

Воскресный день на Пороховых встретил нас истинно “суриковским” пейзажем, а мы, наверное, были похожи на грачей, которые возвращаются на родину.

 

 

 

Оказалось, что у Игоря Михайлова прошло детство в этом районе, и он вспоминал, как с мальчишками гонял по округе на велосипеде, а храм тогда стоял с заколоченными окнами в полуразрушенном состоянии. Кто-то был настроен на Причастие Святых Христовых Тайн, кто-то на горячую молитву Святому Пророку, кто-то был больше настроен на экскурсию, о которой заранее договорилась Елена Пилявская с отцом Константином.  

 

Редкая для Санкт-Петербурга форма ротонды небольшого храма создавала ощущение, что мы находимся на каком-то возвышении, на холме. Вот открылись Царские врата, у которых тоже есть своя интересная история, и взору предстал необыкновенный образ Неба в нежной серебристой дымке с Господом Иисусом Христом на Царском троне и предстоящими перед Ним Царицей Небесной и Илией Пророком.

 

 

Когда же зазвучал распев на греческом языке – “Кирие элейсон, кирие элейсон, кирие элейсон” – “Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи помилуй!”, в памяти стали проплывать горы Греции, Святой земли, Константинополя.  И наконец, когда пришло время обращения к Царю Небесному, а Он вот прямо перед тобой в Алтаре  – “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” – все чувства вспыхнули одновременно – растерянности, страха, любви, благодарности и благоговения.

 

В проповеди было много сказано о лестнице, ведущей душу человека к Вечности, о том, что каждая ступень это преодоление самого себя, это восхождение, и ступенью может стать одно из качеств христианина – смирение, терпение, любовь и т. д.

 

Во время экскурсии отец Константин рассказал, что по всему периметру храма в основании его выложены камешки с горы Хорив, где находилась пещера Илии Пророка, так что, мы, можно  сказать, имели возможность прикоснуться к Святой горе.

 

Так вот, в день прп. Иоанна Лествичника после экскурсии по храму святого Илии Пророка нам предложили подняться по ступеням витой лестницы на хоры, где мы имели счастье прочесть в подкупольном обрамлении образа Спасителя слова Пророка – “Услыши мя, Господи…”

 

 

и затем, спустились в храм святого благоверного князя Александра Невского. Также с большой радостью поднялись на колокольню, где у каждого колокола, оказывается,  есть своя непростая судьба. Краем глаза увидела Георгия Сапона, он поднял большой палец вверх, я поняла, что ему очень все понравилось, и подумала – попрошу его написать об экскурсии. Вечером отправила по почте всем пожелание написать о том, что легло на душу, и вот, на следующий день звонит Георгий – “ Ирина, я тут написал  кое-что”. Оказалось, что, именно, про экскурсию и историю собора:

 

"От названия рабочей слободы – Пороховые заводы – к настоящему времени осталось одно прилагательное – Пороховые. Ничто уже не напоминает о производстве пороха, на котором трудились пороховые мастера «…высланные из Москвы в Санкт-Петербург на вечное житие с женами и детьми и определены на Охтинские пороховые заводы к работе». Продукт, производимый на пороховых заводах исправно выполнял свою работу еще не будучи заправлен в пушки и ружья, и смерть от взрывов и пожаров была обычным явлением. Поэтому православный люд в 1716 году обратился в главную Артиллерийскую канцелярию с прошением о строительстве церкви «…понеже мы имеем в том немалую нужду душевную, жены и дети наши такожде и мы при пороховой работе у смертного дела помирали без покаяния и без причастия Христовых Тайн...». Улита едет, когда-то будет – пять лет понадобилось для решения в канцелярии вопроса, однако в 1721 году началось строительство деревянной церкви, которая была освящена в честь Илии Пророка в 1722 году. Всяко было далее в жизни церкви – и скудные годы, и тучные, и пристройки, и перестройки и, наконец, в том виде, в каком мы увидели ее, была достроена она и освящена в 1785 году.

 

Настоятель собора (статус присвоен в 1921году) с 1988года -  митрофорный протоиерей Александр Будников, а осматривали мы собор с иереем Константином Морозовым.

 

 

И до сих пор у меня сохраняется ощущение радушного хозяина, с радостью и предупредительностью показывающего свой дом. А когда он вынес из алтаря  и показал нам Чашу, украшенную янтарными медальонами с образами Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святого Илии Пророка и Честнаго Креста, то не только Чаша, а и лицо его светилось восхищенным умилением. Потир инкрустировал один из прихожан, принимавший участие в восстановлении Янтарной комнаты и им же был отделан янтарем киот чудотворной иконы Владимирской Божией Матери.

 

 

Не попустил лукавый мастеру сего благодеяния – убит он был врагом Православия. Упокой, Господи, душу его.

 

Однонефная базилика построена в виде ротонды с большими круглыми окнами в стиле петровского времени – это второй ярус – и арочными окнами первого яруса. Внутри храм расписан в неярких голубоватых пастельных тонах и позолота напоминает скорее чуть потемневшее серебро. И ощущение покоя. Наверное, умиротворенность эта, это явное присутствие Божие – наследие предыдущей жизни храма. Черные для Православия времена не смогли справиться с молитвенным духом поколений прихожан, передавших нам этот храм таким намоленным. И это несмотря на то, что он семь лет принадлежал обновленцам. Время здесь проступает своими вещественными метками: старинная икона мученицы Параскевы, подаренная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II взамен первоначальной, утраченной,

 

 

остатки старинной мебели позапрошлого века в помещениях, сопровождающих витую лестницу с изумительными старинными же литыми перилами на колокольне,

 

 

 

 

стоящие на площадках на полу неприкаянно маленькие разномастные и разновозрастные колокола, скорее колокольчики, напоминающие корабельную рынду, как предисловие к основным, рабочим колоколам.

 

 

 

 

 

 

 

Отец Константин рассказал, что колокольня составлена из колоколов, найденных в разных местах и в разное время, а один из них даже отлит в Англии. Какой именно не сказал, но, наверное, тот, изъеденный окислами на котором стоит надпись латиницей TAMPERE и который, судя по клейму, изготовлен в мае 1939 года. Есть колокол с отверстиями от пуль. Отрытые из земли, покрыты язвинами коррозии.

 

Найденные в земле нательные крестики, археологи называют «потеряшками». Здесь же церковные колокола выступают в роли «потеряшек». Соблазн дернуть без благословения колокол за язык был велик, и не всем удалось удержаться, и эти нестройные беспорядочные звоны оказались очень уместны и присущи этой высоте, с которой виден Исаакиевский собор и Смольный монастырь.

 

 

 

 

Отец Константин рассказывал, что в годы войны в этом храме складировали (!) умерших на «Дороге жизни». Сколько же это было людей, чтобы их нужно было «складировать»?! Жуткое ощущение обыденности для тех, кто должен был это делать. И еще снаряды, заготовленные как дрова в уютном малом храме, освященном в честь благоверного великого князя Александра Невского и мученицы Параскевы, и случайно обнаруженные при разборке завалов уже в наше время. Снаряды предназначались для вполне мирного дела – рытья могил в мерзлом грунте.

 

 

 

 

И снова хочется вернуться к этому ощущению спокойной теплой душевности храма.

 

 

После Литургии отец Александр отпевал одновременно двух человек, и родственники, провожающие близких в вечную жизнь, прощались истинно по православному. Есть у прихожан храма понимание, что уходящий из жизни сей рождается для жизни вечной и, возможно, будет молитвенником об остающихся.

 

Думаю, мы не оставим без внимания приглашение отца Константина, я, во всяком случае, хочу еще побывать и помолиться в этом храме."

 

После всех восхождений и нисхождений по лестницам и ступеням храмового комплекса мы попрощались с отцом Константином, поблагодарив за теплый прием и удивительную экскурсию, подарили брошюру о нашем приходе и вернулись к чудотворной иконе святого Илии Пророка, чтобы прочитать молитвенное правило общины - канон и молитвы о здравии и упокоении с именами.

 

 

Кто-то уже немного устал, кто-то хотел еще помолиться, кто-то уже спешил по делам. Понятно, что все мы очень разные – разного возраста, разного “веса” и разного звучания, но ведь и колокола тоже разные, но собраны на одной колокольне и призваны звонить во Славу Божию над храмом.

 

Когда мы возвращались по уже знакомой грунтовой дорожке к трамваю, Андрей Леонидович Загорский сказал: “ А я бы не против съездить нашим чудным коллективом еще куда-нибудь.”

 

Слава Богу за все!

 

Собор Пророка Илии в этом году будет отмечать 25-летний юбилей первой Литургии в восстановленном храме. Помоги, Господи!

 

 

 

 

 

Репортаж: Ирина Васильева, руководитель общины “Информсайт”

Георгий Сапон, община “Информсайт”, “Мастеровой” 

Фото: Андрей Загорский, руководитель общины “Педагог”

Ирина Васильева, руководитель общины “Информсайт”

 

 

Рассказать:

 

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45

Обратная связь