Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Слово Патриарха


Из обращений  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
 

 

Во все времена главной и неизменной целью церковной миссии является приведение людей ко Христу, спасение душ человеческих. Спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, но сообща — в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Церковь земную и даровал всем ее членам непреложное обетование, что врата ада никогда ее не одолеют (Мф. 16:18). Святые отцы, размышляя об этом Божественном установлении, единодушно свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных нет и спасения. Приход же является частью большой церковной семьи, малой общиной верных, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство — мистическое единство во Христе. И потому развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих — задача актуальная и архиважная для Церкви.

В первую очередь следует откликаться на инициативы прихожан и оценивать их с точки зрения блага для всего прихода, поощрять те из них, которые реально способны активизировать приходскую жизнь. Печально, когда настоятель ограничивает свое общение с прихожанами совершением богослужения и не способен не только поддержать полезные инициативы, но даже узнать о них. Это можно назвать как угодно, но уж только не приходской жизнью. Полезно спрашивать прихожан об их пожеланиях или замечаниях относительно развития жизни прихода, деятельности воскресной школы и тому подобного. Можно предложить обсудить, например, то, как осуществлять совместными усилиями помощь обездоленным или одиноким людям. Ведь настоятелю далеко не все может быть видно, а, кроме того, подобный диалог позволяет людям ощутить ответственность за жизнь прихода.

Приходской работой должны заниматься сегодня горящие верой люди — а такие найдутся в каждой церковной общине. Миряне – люди ответственные и активные, возможно, реализующие свой потенциал в каких-то светских профессиях, но при этом горящие желанием и Церкви послужить. Практика показывает, что если верующий человек сумел добиться каких-то результатов в своей светской профессии, то и к приходской работе он будет относиться ответственно и серьезно.

На приходах должна быть правильно поставлена работа по приобщению к общине тех, кто только входит в храм. Необходимо поддерживать инициативу прихожан. Если мы дадим возможность людям раскрыть в приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но — и это главное — изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как то место, куда можно придти помолиться, но как важную часть своей жизни.

Хотел бы обратить внимание на доброжелательное и гостеприимное отношение к впервые приходящим в храм людям. Необходимо сделать все возможное, чтобы навсегда покончить с совершенно недопустимыми фактами невнимательного отношения к таковым людям. Следует со вниманием помочь им сориентироваться в храме, внимательно выслушать, если нужно, утешить и поддержать, пригласить прийти в храм снова. К каждому должен быть свой подход. Кто-то готов сразу подключаться к большим проектам и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых. И такому человеку важны личное внимание священников, ответственных сотрудников, регулярные беседы на духовные темы.

В какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе жизнь, радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, — во многом зависит и его восприятие Церкви. Например, неверующий человек услышал выступление пастыря или архипастыря по телевизору, свидетельство об истине и слова евангельской любви, поверил этим словам и устремился в близлежащий приход, — а там видит лицемерие, неприветливость, что совершенно недопустимо. Ни один человек не должен быть изгнан из прихода невежеством, грубостью кого-то из прихожан или невниманием церковнослужителей.

Существует такой социальный термин — безбарьерная среда. Он применяется в контексте заботы об инвалидах. Памятуя о том, что не здоровые имеют нужду во Враче, но больные (Мф. 9:12), что все мы немощны в очах Божиих, уместно использовать эту аналогию в отношении приходской жизни. Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то — не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом.

Одной из причин, по которой приходы становятся либо разобщенными сообществами, либо сообществами для «своих», но никак не едиными общинами, является непросвещенность как самих прихожан, так и тех, кто только начал посещать храм Божий, в вопросах веры и сути церковной жизни. Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни. Полезно создавать из просвещенных и духовно образованных прихожан добровольческие службы приходского консультирования. Такие службы приходского консультирования могут стать первыми мостиками, помогающими людям войти в жизнь приходской общины. Очень важно простым языком рассказать людям о смысле Евангельского послания миру, о христианской вере, о жизни в Церкви.

Развитию приходской жизни весьма способствовало бы, создание патронажных служб, организация прихожан в группы: например, в родительские комитеты, в молодежные творческие коллективы, в собрания для людей старшего возраста. Важно при этом, чтобы приход не был разделен на «ячейки», которые друг с другом никак не взаимодействуют. Приход — это одно Тело, одна духовно единая семья. И именно поэтому так важно всем прихожанам участвовать в воскресных и праздничных богослужениях. Важно, чтобы прихожане осознали и прочувствовали, что их приход — место для них родное и любимое.

Сравнительно недавно стало активно развиваться волонтерское движение в нашей Церкви. Свободные от работы и забот минуты волонтеры посвящают Господу, жертвуют во славу Божию личным временем, досугом и даже отдыхом. И важно их в этих благих устремлениях всячески поддерживать и добрым словом, и вниманием, а в случае необходимости и реальной помощью. Ведь так непросто в современном мире, мерцающем заманчивыми красками и виртуальными радостями, настраивающими на легкомыслие и беззаботность, жертвовать собой. Причина успеха волонтерского доброделания — в том, что мы позволяем молодежи проявить инициативу, доверяем ей ответственные направления, укрепляем ее в желании послужить Церкви и раскрыть таланты, дарованные Богом.

Давайте задумаемся о том, какие немалые духовные усилия приложил человек, чтобы вырваться из повседневной суеты жизни и подъять труды ради Церкви, ради ближних. Помня об этом, будем благодарны волонтерам, проповедующим Христа своими делами.

Почувствовав однажды доверие, молодежь ответит горячей любовью. Известны примеры, когда молодые люди поначалу стеснялись открыто свидетельствовать о себе как о православных христианах. Но после того как священнослужители их поддерживали, они сначала приступали к какой-то деятельности внутри прихода, потом задумывали совместные инициативы со светскими сверстниками, а затем становились движущей силой и опорой в хозяйственной, социальной, просветительской работе своей общины.

Творчество, смелость, бесстрашие были частью порыва апостолов во время их земной жизни. Эти же качества важно сохранить и преумножить в среде православной молодежи.

Убежден в том, что развитие волонтерского движения в Церкви и привлечение мирян к более активному участию в жизни приходов тесно связано с молодежной работой и является важнейшим фактором развития жизни общин и, как следствие, развития церковной жизни в целом.

Приходская работа  самый ответственный участок жизни Церкви, ее передовая линия, а приход  неотъемлемая часть жизни любого православного верующего человека, это ворота, через которые в Церковь входят люди неверующие; и для многих наших невоцерковленных соотечественников приход  это зеркало Церкви в целом.

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45

Обратная связь