Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Паломническая поездка общины "Камертон" на Святую землю

Паломническая поездка общины "Камертон" на Святую землю

Возможность совместной поездки на Святую землю в нашем коллективе обсуждалась давно, но это воспринималось, как нечто из области фантастики. Однако, когда из уст Лены Соколовой (нашей бывалой путешественницы) прозвучало, что надо ехать и как можно раньше заказать билеты на самолет, чтобы попасть на акции и скидки, все разом откликнулись. Это было похоже на заранее приготовленный костер, который вспыхивает от единственной спички.

 

Список желающих был готов уже к следующему занятию, и Галина Михайловна взялась заказать билеты и места в гостинице. Думаю, она не раз пожалела о свалившихся на нее волнениях и хлопотах, связанных с организацией поездки, но хочу выразить общую благодарность за ее мужество и терпение. Дай ей Бог здоровья! Без подобного человека, который не боится ответственности, не состоялось бы ни одно доброе дело.

 

С преодолением трудностей и испытаниями при осуществлении поездки, хотя и в меньшей степени, столкнулись, наверное, все сестры.

 

У кого- то были финансовые проблемы, у кого-то физические, у меня, например, было нежелание мужа отпускать меня в очередное турне. И я было смирилась с этим, но через неделю услышала: «ладно поезжай». Вдогонку оформлялись паспорта, билеты, страховые свидетельства. При нашей решимости, все препятствия рассыпались как карточный домик.

 

Настал день отъезда. Группа готовилась к поездке почти три месяца, сознательно запланировав её на март месяц, когда в Израиле зима. Зима в Израиле - как у нас лето: 15-20 градусов тепла и бывают дожди. Рано утром сестры одна за другой подъезжают в аэропорт, и в назначенный час все в сборе. Таможенный и паспортный контроль, несколько часов перелета и мы в аэропорту Бен-Гурион. Опять граница, спецконтроль, волнения, боязнь отстать, потеряться, свернуть не в тот коридор, потерять свой чемодан. Что не говорите, а в незнакомом месте всегда присутствуют эти переживания в той или иной степени. Однако все позади, мы все вместе, сбились в кучку, но почему нас никто не встречает? Маленькая заминка, что делать? Успокаиваем друг друга. Несколько звонков встречающей  стороне, наконец-то ответили – какая радость, за нами едут.

 

Идем на остановку автобусов, подъезжает микроавтобус, останавливается и оттуда радостно выпархивает старушка в монашеском одеянии – матушка Фотиния. Признаться были мысли, что начало предполагает суету и неразбериху, но когда улеглось волнение, мы поняли, что нас ждали и о нас заботились. Мы разместились в автобусе, сразу же получили содержание программы поездки, рубашки для окунания и вдобавок - тексты песен.

 

Вот и остановка. Наконец – то мы ступили на Святую землю. Центр мира. Первое чувство – это волнение: ходишь по земле, по которой ходил Господь и Святые Апостолы, пытаешься ступать осторожно, невольно смотришь под ноги, как бы пытаешься увидеть следы их ног.

 

Когда я села писать эти путевые заметки, наткнулась на притчу:

« -Зачем ты уходишь молиться в пустыню?

- Неужели там лучше, чем дома?

- Нет не лучше.

- Там, что другая молитва?

- Нет, молитва там такая же.

- Тогда почему ты уходишь?

- Там я не такой, как дома.»

 

Мне кажется, эта притча достаточно понятно объясняет, что происходит с паломником, тем более на Святой земле. Возможность прикоснуться к Евангельской  истории и пережить Евангельские события, стать их участником, сопричастником к истории своей Церкви осуществляется только на Святой земле, беру смелость это предположить.

 

Матушка Фотиния составила программу поездки с нарастающим напряжением. В первый день - православная Яффа и Лидда - отсюда начинается наше паломничество.

 

 

Храм великомученика Георгия Победоносца, кстати, к нему с особым почтением относятся арабы, Древняя Иоппия, «Яффский сад». Для христиан, Яффа ассоциируется  с апостолом Петром, который воскресил здесь праведную Тавифу, храм святого апостола Петра и праведной Тавифы, часовня над гробницей праведной Тавифы, напоминают об этих событиях.

 

Переезд в Тверию. Тверия - главный город Нижней Галилеи - находится на 209 метров ниже уровня моря, основан был около 20 года от Рождества Христова Иродом Антипой, сыном Ирода Великого.

 

Дорога в Галилею длинная, матушка предлагает спеть и запевает. Мы нестройными голосами начинаем подпевать раз, другой. Ксения Кирилловна задает тон, по-тихоньку выправляемся. Матушка, прислушавшись, перестала запевать, хотя до этого объяснила нам огрехи современного церковного пения, назвав его «трататульки». По-моему, она осталась довольна нашим, порой нестройным, пением.

 

Нам обещают возможность причаститься Святых Христовых Таин на Святой земле, и мы уже в автобусе начали готовиться, читаем каноны, поем молитвы. И далее на протяжении всей поездки нас сопровождала общая молитва. В каждом храме и при поклонении святым мы пели тропари, кондаки и величания. Думаю, что всем сестрам было немного стыдно, что в этом плане мы не должным образом приготовились. Хотя, когда мы начинали петь, люди, находящиеся рядом, затихали и прислушивались к пению. К вечеру прибыли в гостиницу в Тверии.

 

 

В Тверии находятся горячие минеральные источники, это делает ее известным оздоровительным курортом. Стараниями матушки нам было обеспечено купание в термальных источниках, бассейнах под открытым небом. Поздний вечер, темный небосклон, огромная луна и огромный заряд энергии, впечатлений и общая радость.

 

День закончился молитвой и беседой с матушкой Фотинией. Ее рассказ о себе поражает воображение. Достаточно сказать, что она австралийская подданная, знает девять языков, выросла среди русских эмигрантов, отсюда знание русского языка и православная вера. Матушка Фотиния рассказала историю своих приключений и деятельности на Святой земле. Я бы сказала – апостольский труд совершается и ныне. Как рыба в воде она ориентируется в языках, в правилах, особенностях общения с разными людьми по вере и культуре. Все время поездки мы были под ее материнской опекой и старались четко придерживаться ее инструкций поведения. Для нас стало крылатым ее выражение: «Не гоните лошадей!» Это звучало как пароль.

 

На другой день с утра мы побывали на горе Фавор в монастыре Преображения Господня,

 

 

 

 

в Назарете,

 

 

Кане Галилейской. В Табахе - бухте Апостола Петра (место чудесного улова) нас накормили вкуснейшей рыбой - это традиционная трапеза в ресторанчике на берегу Галилеи. Оказывается, в переводе с еврейского Галилея – это озеро. И сочетание «Галилейское море» не верно.

 

 

Воды Галилеи тихие, притягивают взгляд. Мы не удержались, конечно же, окунулись в святые воды. На мокрых русских бабушек, окружающие смотрели с некоторым удивлением и испугом.

 

Затем была Гора Блаженств – место Нагорной проповеди. Здесь мы спели Заповеди Блаженства на уже знакомый нам мотив, также, как пели на Литургии Преждеосвященных Даров перед самой поездкой.

 

В завершении дня посещение Русской Духовной миссии в Магдале. Место, у котором выросла святая равноапостольная Мария Магдалина. Опять источники со святой водой, помолились, окунались и вперед.

 

 

 

По дороге домой остановка – греческий монастырь «Двенадцати апостолов», нам снова повезло, туда не всякий раз можно попасть. Грустно смотреть на утрату былого великолепия. Снова молитва, требы, поклонения святыням.

 

 

 

Утром ранний выезд с вещами и переезд в Самарию. В этот день мы окунались в святые воды Иордана. И опять помощь Божия: на берегу - русская группа паломников во главе со священником! Был отслужен молебен, и под пение тропаря батюшка трижды поочередно погружал нас в Иорданские воды.

 

 

 

Самария – мы побывали в арабском городке, где прихожане храма св. Георгия бережно хранят православную веру в мусульманском окружении.

 

 

Там же находится пещерка – место исцеления 10 прокаженных, история, всегда напоминающая нам о благодарности Богу.

 

Далее в Севастию, где находятся развалины Иродова дворца а в них - темница святого Пророка Иоанна Предтечи, где была иссечена его голова и погребено тело. Тут же место подвига 40 Севастийских мучеников. Увидели мы здесь и дерево, на котором растут акриды – пища св. Иоанна Крестителя.

 

 

Храм у колодца Патриарха Иакова, место встречи Спасителя с Самарянкой. Колодец, который был вырыт более 3000 лет назад, находится в склепе церкви, построенной святой царицей Еленой, матерью императора Константина. Церковь была разрушена, современный храм стоит на ее месте.

 

 

Здесь же находилось поле, где был продан Иосиф в рабство в Египет.

 

Попили святой водицы, умылись и отправились в Вифлеем. По дороге начал моросить дождь, местность гористая, и по прибытии в гостиницу мы увидели, что по тротуарам сверху вниз текут потоки воды. Рано утром нас разбудило пение муэдзина - мусульмане совершают свои молитвы строго по расписанию. До подъема нам оставалось полчаса. Пять утра - и мы бегом в Храм Рождества Христова на Литургию. Матушка позаботилась о нас и здесь, пригласила русского священника. Общая исповедь и разрешительная молитва. Каменные ступеньки ведут к гроту, где серебряная звезда указывает на место рождения Христа. Здесь происходит Литургия. Причастие на месте Рождества Христова, это ли не счастье… Символ веры по-русски прозвучал особенно торжественно.

 

Вифания - пещера Лазаря, дом Марфы и Марии. Монастырь Георгия Хозевита в горах, преодоление страха: «О, если я не дойду, если в пути пропаду». Дорога длинная, извилистая, рядом назойливо предлагают транспортное средство в виде осликов, но мы все, как один, собственными ногами преодолели этот путь туда и обратно, - маленькая победа над собой.

 

 

Иерихон. Сорокадневная Гора Искушения, медленно поднимаемся по горной тропинке к греческому монастырю, вырубленному прямо над пропастью, идем молча с Иисусовой молитвой. Совместная молитва, поклонение святым мощам, небольшой отдых и вниз к автобусу. Монастырь Герасима Иорданского.

 

 

Еще раз окунулись в воды Иордана, на месте Крещения Господня.

 

 

Погода в этот день была сухая, прохладная -  лучше не бывает для путешественников.

 

А на другой день опять проливной дождь. Сыро и ветрено. Посещение Лавры Саввы Освященного – дух перехватывает от виражей по узкой горной дороге, где не разъехаться двум микроавтобусам. Это единственная обитель в пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем. Женщин в монастырь не пускают, стоим у врат, единственный в нашей группе мужчина выходит из монастыря с благословением, двигаемся дальше к Лавре Феодосия Великого.

 

Снова весь день мы движемся от одной святыни к другой. Вот Церковь Пастушков – подземная, устроенная в пещере, где в ночь Рождества Христова трем пастухам явились ангелы, возвестившие о рождении Спасителя.

 

 

Вот снова храм св. Георгия, на этот раз мы на месте, где он родился и вырос. Храм включает в себя дом матери святого. Хеврон. Мамврийский дуб стоит засохший рядом маленький побег из желудя. Бет-Джала - храм Святителя Николая Чудотворца, где он подвизался 6 лет, где ему явилась Божия Матерь.

 

К вечеру мы приехали в Иерусалим.

 

 

А утром следующего дня поспешили в храм Успения Пресвятой Богородицы, к гробнице Божьей Матери. Опять ранний подъем, пешком спускаемся к Гефсиманскому саду, исповедь у гробницы св. Анны и Причастие у гробницы Пресвятой Богородицы. Храм представляет собой пещеру с величественной лестницей, спускающейся в крипту, где была похоронена Богородица.

 

 

Помолились у иконы Иерусалимской, получили и милость: по цветочку от иконы. Бережно несем их до гостиницы, завтракаем - и снова в путь. Автобус уже дожидается нас.

 

В этот день мы побывали в монастыре св. Креста – на месте произрастания Древа. Услышали – многие впервые в жизни – эту невероятную и трогательную историю.

 

 

Затем побывали в доме Симеона Богоприимца. И снова купание! «Пустынька» св. Иоанна Предтечи. Окунулись в источнике все, хотя после дождя довольно прохладно.

 

 

Посещение Айн Карем – Горненского женского русского монастыря. Здесь проживали родственники Пресвятой Богородицы – священник Захария и жена его Елисавета. Здесь, в Горняя, и родился Предтеча Спасителя и Господа нашего, проповедник покаяния, Креститель Господень Иоанн. Здесь несут нелегкую и порой опасную службу наши сестры монахини из русской православной миссии.

 

 

Елеонская или масличная гора. Ни одна возвышенность не имеет такой важности и значимости для христиан, как Елеонская гора; ни в одном другом месте Иисус не провел так много времени в период своего служения. В древности гора действительно была покрыта оливковыми деревьями, но римляне почти полностью вырубили их.

 

Святые места в Иерусалиме, почитаются тремя монотеистическими религиями, борьба идет до сих пор за каждую пядь земли. По преданию, мессия войдет на Храмовую гору через ныне заблокированные Золотые ворота, находящиеся напротив Масличной горы. Благочестивые евреи веками предпочитали быть похороненными именно здесь, чтобы среди первых последовать за мессией в День Воскрешения из Мертвых.

 

Идем в Русский Спасо-Вознесенский монастырь - молитва, требы, поклонение . Рядом часовня Вознесения Господня, принадлежащая мусульманам, внутри - стопочка Христова, камень с отпечатком, сохранившимся после Вознесения. В самый день Праздника все христианские конфессии молятся здесь.

 

На пологих склонах Масличной горы по сей день стоит величавая роща из восьми древних оливковых деревьев. Сюда, в Гефсиманию, пришел Иисус Христос молиться со своими учениками. Сохранилась небольшая пещерка – по преданию – место Моления о Чаше. И в этом же саду Иисус, преданный Иудой, был схвачен солдатами Первосвященника и задержан до вынесения приговора.

 

Русский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины: церковь белая с куполами - луковицами, повеяло Россией. Кто из православных, не мечтал поклониться мощам святой преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары?

 

После небольшого отдыха мы собрались идти на ночную литургию на Гробе Господнем. Начались терзания: как же причащаться без разрешительной молитвы? И на наши воздыхания опять маленькое чудо: в фойе гостиницы отдыхает священник из Белоруссии. Мы к нему, толкуем о нашей проблеме и договариваемся перед отходом собраться на молитву и получить благословение.

 

 

По узким улочкам старого города пробираемся к храму Воскресения Христова. Напряжение и волнение нарастают, до начала Литургии мы все же успеваем приложиться к камню Помазания, Голгофе и Гробу Господню, и встаем на молитву. Литургия на греческом языке, но ход ее нам понятен, молимся обо всех, о России и Украине, дни выдались тревожные, исторические.

 

 

Наконец Причастие тела и крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Особенности службы: Чашу не целовать, запивать не дают. Дают кусочек просфоры, по глотку воды нашлось у наших спутниц. В ризнице храма мы приложились к мощам, вновь получили угощение, и переполненные радостью возвратились в гостиницу.

 

Это был наш последний день на Святой земле. Немножко поспали, собрали вещи и снова в старый город – сегодня нам предстоит пройти по пути Спасителя, по которому он шел к месту своей Крестной смерти. Но сначала мы побывали в доме святых Иокима и Анны, на месте Рождества Богородицы, и у Овчей купели. Здесь многие сотни лет лежало Древо Креста, сброшенное в воду и ожидавшее великого часа. Как и везде, тропари и величания звучали из наших уст.

 

 

Крестный путь начинается с Претории – в те времена там находилась темница, в которой содержали узников, перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Идем со всеми остановками, читаем Евангелие, переживаем все происходящее здесь, время как будто уходит вспять.

 

По пути к Храму Воскресения Христова, останавливаем у Порога судных врат. Церковь святого Александра Невского (русская миссия) - мы в гостях у своих. Опять маленькое чудо: это день поминовения усопших и у входа нам протягивают поднос с коливом, плошек ровно столько же, сколько и нас. Удивилась даже монахиня. По очереди проходим через «игольное ушко» - отверстие в стене рядом с воротами, образ из Евангельской притчи. И вновь совместная молитва. Здесь находится выкупленный арх. Антонином Капустиным большой кусок Голгофы, отколовшийся при землетрясении.

 

 

Еще раз поклонились Гробу Господню, самому святому месту для христиан. Он находится в самом центре Храма Гроба Господня, в часовне. День и ночь горят 42 лампады, принадлежащие латинской, греческой православной и армянской церквям (по 13 у каждой), а также коптской церкви. Благодать этого святого места описать невозможно, и надо только благодарить Бога за то, что в далекой Палестине, в Святом Граде Иерусалиме, теплится лампада за Землю Русскую, за каждого из нас.

 

Хорошо быть вместе и на месте святом помолится о себе и своих ближних, ведь паломничество - это, прежде всего молитва, а не коллекционирование духовных впечатлений и большого количества фотографий.

 

После короткого отдыха мы пустились в обратный путь домой с одной мыслью: донести, не потерять, дары Святой Земли, сохранить этот молитвенный настрой, передать ближним как можно больше.

 

Напрасно мы волновались в дороге, по прибытии в аэропорт выяснилось - сегодня праздник еврейский «пурим» – служащие веселы и доброжелательны, нацепили бантики, шарики - белые и пушистые. Небывалое бывает... Наши чемоданы пропустили без осмотра и придирок, и вот мы уже в воздухе, а через несколько часов на заснеженной питерской земле. С возвращением, сестры! Поем благодарственный тропарь.

 

Низкий поклон матушкам Фотинии и Фаине, за их труд, любовь и терпение, проявленное к нам, порой суетливым, невнимательным и неблагодарным.

 

А мы, собравшись на очередное хоровое занятие, делимся впечатлениями, и… принимаемся обсуждать возможность новой поездки на Святую землю, ведь при всем старании, мы смогли увидеть лишь маленькую толику от того, что она хранит.

 

 

 

Репортаж и фото:

Вера Жерлицына,

община "Камертон"

Фото: Вера Жерлицына,

Елена Соколова

Людмила Мосина,

община "Камертон"

 

Рассказать:

 

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45

Обратная связь