Масленица в кругу друзей
В Петербурге уже давным-давно капели свое отпели и основную программу и на бис пару раз, а здесь все также белым покровом лежит снег, словно несмываемая печать зимы на сером листе земли. А дороги скользкие-скользкие, щедро посыпанные бисером льда. И деревья спят...
Как вдруг: хрусть!
Собака-кусака настороженно подняла голову и повела ушами, вслушиваясь в тишину.
Хрусть-хрусть!
Собака-кусака недовольно заворчала, уже зная, что за этим последует.
Она не обманулась. На мгновение все смолкло, а потом слаженно, бодро и весело грянули звонкие девичьи голоса:
Ой да ма-а-а-сленица на двор взъезжает
Широ-о-о-кая на двор взъезжает!
***
- Пойдемте уже скорей, а то без нас начнут! - сказал я, подгоняя своих замешкавшихся друзей — Рому и Марину.
Мы наконец вышли с базы, держа путь на нашу «дальнюю заставу», откуда уже доносились масленичные песни. Вдруг Марина пошатнулась, сделала стремительный пируэт и замерла, готовясь к следующему шагу.
Нет, так дело не пойдет! - улыбнулся Рома. - Ну-ка хватай меня под руку!
Марина робко протянула руку.
И меня хватай! - не растерялся я. - Да держи покрепче — пойдем вместе плясать!
Так мы и отправились, весело приплясывая на замерзших лужицах, да похрустывая осколками льдинок. Марина держалась за нас легонько-легонько, словно листик осенний, зацепившийся за две переплетшиеся ветки. А мы с Ромой уверенно шагали со своей хрупкой ношей, балагурили и смеялись. Марина вторила нам, а сердце у меня сжималось, от мысли, как же будет она там, без нас, такая по-детски наивная, открытая ко всем и беззащитная, в этом суровом мире с буйными ветрами и рокочущими волнами.
Привет, нос! - вдруг гаркнул я, заслышав знакомый лай.
Черный нос под зеленым забором смущенно замолчал и принюхался.
Ой, какой же там большой зверь, наверно, прячется! - воскликнула Марина.
Носик наш, - ласково сказал я. - Пойдемте быстрей, видишь, как он засмущался!
А застава уже полнилась от народа. На просторном дворике перед домом ребята и девушки выстроились в хоровод вокруг Марины (руководитель ансамбля "Лазорев цвет") и Ярослава.
Мы втроем едва-едва успели вплестись в общий круг, как Ярослав широко развел баян, Марина нежно тронула струны балалайки, и все пришло в движение, хоровод закружился, завращался, или это сама земля завертелась у нас под ногами?
Эх, балалайка русская, ты воплощенье плясок народных. Невозможно играть на тебе медленно и вдумчиво, как невозможно скучать в хороводах. Быстро-быстро заиграла мелодия, быстро-быстро заплясали ноги, будто околдованные задорными звуками. А потом Марина звонко запела:
Вейся-вейся капустка моя,
вейся-вейся белая моя!
И, повинуясь словам, хоровод, расцепившись с одного конца, начал завиваться змейкой, заструился стремительным ручейком под поднятыми руками, чудесным образом не разрываясь и не запутываясь.
А ведущая продолжала, еще быстрее играя на балалайке:
Как мне, капустке не виться,
Белою вилою не навиться?
И вот уже в центре туго-туго сплелись ребята и девушки. Каждый держит кого-то за руку и не может понять, чья же это все-таки рука? Завилась капустка, сковав всех и каждого в крепких объятьях.
А теперь развиваемся! - скомандовала ведущая.
И вновь все задвигалось. Сначала медленно-медленно из самой гущи выбралась красна-девица Оленька(она, к тому же и сама была в ярко красной куртке), за ней парень, за ним еще девица и так дальше друг за дружкой. Капустка начала сжиматься, превращаясь в воронку. Завращался хоровод, постепенно ускоряясь все быстрее и быстрее. И, о чудо! Вновь ни разу не разорвавшись, он выстроился в кольцо, опять окружил музыкантов и потек, пританцовывая вокруг них.
Неожиданно музыка изменилась. Хоровод приостановился, прислушиваясь, потом завращался уже медленно степенно. А ведущая запела песню. Веселая это оказалась песня. Слов я, конечно же, не запомнил, зато припев выучил назубок. Он состоял из двух частей: сперва грозно пели парни: «Ух-ух, у-ха-ха!», сжимая круг и топая на ведущую, а затем — девушки вместе с ведущей и ее волшебной балалайкой, мягко и сладко отвечали: «Ринна-ринна-рин-на-на!» И перед таким нежным ответом улегалась буря, отхлынивая назад и снова хоровод продолжал виться вокруг ведущей. И сколько бы не ухали буйные парни, не могли они одолеть серебряный звон девичьих голосов «Ринна-ринна-рин-на-на!»
- А теперь разбегайтесь: парни в одну сторону, а девушки — в другую и становитесь в ряд! - скомандовала Марина, закончив петь песню.
Сказано-сделано. Разрумянившиеся и радостные встали мы друг напротив друга. Ведущая подкрутила расшалившуюся балалайку и запела:
А мы просо сеяли, сеяли,
А мы просо сеяли, сеяли.
Зеленая травынька, алый цвет,
Зеленая травынька, алый цвет.
Одновременно парни, взявшись под руки, стенкой надвинулись на девушек, а потом отошли восвояси. Марина продолжала:
А мы просо вытопчем, вытопчем,
А мы просо вытопчем, вытопчем.
Зелёная травынька, алый цвет,
Зелёная травынька, алый цвет.
И девушки уже, также стенкой надвинулись на парней и также отошли.
Еще несколько куплетов надвигались друг на друга попеременно то парни, то девушки, но потом все-таки парни взяли верх и со словами:
А нам надобно девицу, девицу,
Нам надобно девицу, девицу.
Зеленая травынька, алый цвет,
Зеленая травынька, алый цвет...
Я хотел сказать, взяли себе девицу, но не тут-то было. Это раньше на Руси знали, как просо сеять и хороводы водить. А сейчас... Все замерли, не понимая, что делать.
Ну что же вы? - удивлялась нашему замешательству ведущая. - Теперь берите девицу!
Первыми проснулись девушки. Они все-таки всегда схватывают быстрее ребят.
А почему мальчики побеждают? - раздался удивленный ропот.
А почему-почему! - тут же нашлась Мариан. - Извечный наш женский вопрос: почему надо косынку носить, почему нас выбирают, почему? Да потому что, положено так! Потому что правильно это!
Простые слова, но какие мудрые. И, вроде бы, ничего не объясняют толком, не доказывают, но убеждают. Потому что, жизнь так устроена, и с этим не поспоришь. Можно спорить, можно менять, только жизнь она почему-то меняться не хочет. Коверкается только... Видно, каков творец — таково и творчество. Да девушки даже и не спорили.
Ребята, выбирайте девушек! - вновь скомандовала ведущая.
Но ребята молчали, как громом пораженные, напряженно анализируя поступившую команду. Т.е. назвать ту, которая тебе нравится или ту, которая стоит напротив тебя? Что же она имела ввиду? Если ту, которая нравится, то... прямо так и сказать, кто нравится? Непосильной оказалась задачка ведущей. Глубоко задумались светлы головы, взвешивая все за и против, не желая делать опрометчивых шагов.
Ну что же вы! - всплеснула руками Марина. - Назовите по имени трёх девушек, и они перейдут к вам!
Ах, вот оно что! Так просто и не затейливо!
Много еще в этот день было и плясок забавных, и игр резвых. Натанцевались и набегались все вволю. А потом настала пора и блинком закусить и песни попеть. Благо красавицы наши постарались, и вкус этой масленицы запомнится нам надолго...
Спасибо вам от всех ребят!
P.S. Заканчиваю свой рассказ так быстро и сумбурно, потому что не могу уже больше терпеть. Всё, иду дожевывать очень вкусные, кем-то с заботой испеченные, блинчики со вчерашней трапезы. Спасибо!
Игорь Мартемьянов,
община "Иоанновское братство"
2 марта 2014 г.
Фото: Сергей Алексеев,
община "Архив",
Николай Родин,
община "Иоанновское братство"
Масленица-славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. В народном календаре он проводит границу между зимой и весной.
В Православной Церкви это время подготовки к посту, которое нужно посвятить доброму общению с близкими и друзьями.
Молодежь нашего прихода, следуя этим хорошим традициям, 1 марта собралась празднование масленицы на загородной базе "Островок".
Праздник начался с русских-народных игр и хороводов, в которых все принимали участие. Присутствовал и один из главных атрибутов праздника - блины, мастерски приготовленные девушками-хозяюшками.
Вечер провели за дружеским столом, сопровождавшимся песнями под гитару, чаепитием и приятным общением.
День, проведенный вместе, подарил нам очень много тёплых и волнующих моментов, которые ещё долго не забудутся.
Выражаем нашу общую благодарность Наталии и Борису,подготовившим этот замечательный праздник.
Анна Молоткова,
община "Иоанновское братство"
"Темная ночь...Только мысли свистят в голове, сменяя друг друга, одна за одной. Счастливые искренние лица, глаза, улыбки, красные и синие шапки, командный дух, детский задор, скакалка, смех, веселье, голубые ленточки, мальчик-девочка, мальчик-девочка, песни, пляски, три притопа, два прихлопа, проворные уточки, быстрые селезни, теплый уют, благословения на Великий пост, блины, блины, блины... - снова и снова вихрем проносятся перед глазами, напоминая о сегодняшнем дне, оставившем ярчайшее впечатление.
Слава тебе, Господи, что есть такие замечательные люди, способные так искренне дружить, любить друг друга и делать жизнь счастливой!
И - "Любо, братцы, любо! Любо, братцы, жить!"
Елена Кузнецова,
община "Иоанновское братство"
Рассказать: |