Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Как помочь Василисе и предостеречь ее от Кощея: репортаж о спектакле приходского кукольного театра

Как помочь Василисе и предостеречь ее от Кощея: репортаж о спектакле приходского кукольного театра

 

 

Откуда берутся… куклы? Куклы, чьи приключения вызывали бы смех и слезы, сочувствие и любопытство. Такие куклы берутся из сочетания молодого энтузиазма, таланта и бескорыстного желания дарить радость. А жизнь в них вдыхает батюшкино благословение.

 

В прошлое воскресенье в Нашем доме прошел спектакль приходского кукольного театра «Жар-птица». Театральный сезон открылся сказкой «Царевна-лягушка». Задуманный для маленьких прихожан спектакль нашел едва ли не бОльший отклик в сердцах их родителей – значит, сумел пробиться сквозь толщу повседневных взрослых забот к той детской жажде правды и чуда, которая когда-то жила в душе каждого.

 

Приходской театр появился два года назад с благословения отца Николая и от первого до последнего лоскутка был создан руками членов молодежной общины «Иоанновское братство»: красочные фоны, изображающие то сказочный лес, то царские палаты, то мрачный дворец Кощея, нарисованы талантливыми художниками прихода, большинство кукол сшиты руками членов труппы.

 

Перед началом спектакля отец Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря, произнес вступительное слово. Он попросил любить и жаловать артистов, для которых новый спектакль – ответственное и волнующее событие, подготовленное с любовью и желанием принести радость юным прихожанам, и напомнив зрителям, что кукольный театр был излюбленным развлечением на Руси. А после того, как отзвучали аплодисменты и взволнованные юные зрители принялись подкрепляться чаем со сладостями, мы попросили артистов и зрителей сказать несколько слов.
 

«Главных героев к каждой сказке стараемся создавать заново»

 

О том, как возник и как будет развиваться театр, рассказывают его директор Ольга Лунева и актриса, музыкант Анна Воронина:

 

– Кто и когда впервые выступил с инициативой создания приходского театра?

 

– Театр возник по инициативе руководителя Иоанновского братства Вероники Антипиной и по благословению отца Николая в прошлом году. Это новая община внутри молодежного братства, надеемся, что у нее большое будущее. Пока среди нас только один профессиональный актер – сегодня он играл главную роль царевича, а остальные только пробуют себя в актерском деле. Возможно, удастся привлечь и других профессионалов. По воспоминаниям батюшки, в детстве ему очень нравился кукольный театр, и идея организовать такой на приходе получила его горячее одобрение. Первоначальной целью создания театра было посещение больниц с выездными спектаклями, чтобы порадовать деток, которые по многу месяцев вынуждены проводить на лечении.

 

– В чем, по Вашему мнению, преимущества такого театра перед современными технологиями?

 

– Мы живем в век гаджетов, когда дети увлечены мультиками и компьютерными играми. А кукольный театр – живой организм, в котором важную роль играет импровизация. Детей привлекают яркие декорации, нарядные куклы, а образный сюжет воспринимается в таком возрасте наиболее эффективно. Пожалуй, даже актеру на сцене не всегда доступна та степень выразительности, которой можно добиться в кукольном спектакле. 

 

– Бывало ли, что маленькие зрители принимали сюжет к сердцу так близко, что сами начинали участвовать?

 

– Конечно. Детки активно сочувствуют Василисе, предостерегают ее от Кощея. Когда Иван-царевич во время схватки со Змеем-Горынычем просит их помощи, они всегда откликаются.

 

– Откуда берутся куклы? Они создаются под определенную задачу или есть основной набор условных персонажей?

 

– Большая часть кукол создана руками членов Иоанновского братства – у нас есть очень талантливые, творческие ребята. Главных героев мы к каждой сказке стараемся создавать заново, хотя, конечно, есть такие персонажи, которые кочуют из спектакля в спектакль – обычно это второстепенные персонажи.

 

– Как распределяются роли? Должна ли кукла быть чем-то похожа на актера или актер – на куклу?

 

– В прошлом сезоне я играла Василису Прекрасную, а в этом – Кощея и старого Царя. Надеюсь, ни на того, ни на другого я не похожа. Мы выбираем скорее по харизме и артистизму человека: есть более спокойные и сдержанные ребята – им стараемся давать второстепенные роли с меньшим количеством реплик. А есть более артистичные, такие, из кого харизма просто «брызжет» – им поручаем главные роли, чтобы дать возможность максимально проявить свои способности.

 

– Сколько времени уходит на создание спектакля от замысла до премьеры?

 

– По-хорошему, надо не менее двух месяцев, чтобы сделать реквизит, проработать сценарий и отрепетировать. Все члены труппы работают и учатся, поэтому мы собираемся в свободное время по вечерам и до ночи репетируем. Музыка выполняет одну из ключевых функций в спектакле. Тщательно подбираем музыкальную иллюстрацию к каждой сцене. Песни для сегодняшнего спектакля тоже были написаны и исполнены музыкантами Иоанновского братства.          

 

– Какие постановки сейчас у вас в репертуаре? Что у вас в планах и когда премьера?

 

– Теоретически, к Рождеству можно было бы сделать кукольный вертеп, но на это нужно время. Пока в качестве новогодней сказки представляем «Морозко».

В целом сейчас мы играем четыре спектакля: «Колобок» и «Теремок» – для самых маленьких, «Морозко» и «Царевна-лягушка» – для ребят постарше. Все эти спектакли мы представим в ноябре в рамках приходской выставки в Союзе художников. А в будущем нам хотелось бы сделать героико-эпическую постановку про богатырей, но, чтобы сделать ее на достойном уровне, тоже нужно время.   

 

«Главное в любой сказке – это элемент чуда»

 

Узнав о любви отца Николая к кукольному театру, мы не могли не попросить его о комментарии.

 

– За что Вы в детстве так полюбили кукольный театр?

 

– А кто из детей его не любит? Кукольный театр близок мироощущению ребенка.

 

– Можно ли сказать, что кукольный театр – наиболее «православная» форма театрального творчества? Ведь актер-кукольник находится за ширмой и таким образом освобожден от искушения славой.

 

– Прежде всего, он освобожден от необходимости перевоплощаться, проживать на сцене чужую жизнь – именно от этого аспекта актерской профессии предостерегает православная церковь. Вместе с тем, выразительные средства кукольного театра позволяют решить важные нравственные задачи. Сказочный жанр тут только на пользу. Сказка всегда поднимала человека над действительностью и позволяла на время отрешиться от гнетущих проблем. Именно сказка формировала представления ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо.

 

– Как Вы считаете, ребята справились с этой задачей?

 

– Думаю, да. Есть ряд технических вопросов, которые предстоит решить, но в целом это очень хорошее начинание, которое нужно развивать.

 

– О чем был спектакль? О послушании и смирении? Ведь если бы Иван-царевич не послушался отца, он бы не нашел такую невесту. Если бы не послушался невесту, невзирая на ее неприглядный лягушачий вид, он бы не узнал, какое сокровище таится под обликом лягушки. А вот когда он проявил неразумное своеволие, он едва не погубил все.

 

– Отчасти так, но еще и о доброте: он не обидел никого из зверей, которые ему встретились, пожалел и медведицу, и щуку. И когда ему самому потребовалась помощь, его доброта помогла ему. Но самое главное в любой сказке – это элемент чуда.

 
«В некоторые моменты я смеялась до слез»

 

Во время спектакля помещение наполняли хорошее настроение взрослых, смех и улыбки детей.

 

«Честно, в некоторые моменты я смеялась до слез. Интересно представлен спектакль», «Сказка обыграна на современный лад. Это неожиданно. Мне и детям очень понравилось!», – делились своими впечатлениями мамочки.

 

В конце постановки актеры предстали перед зрителями с кукольными игрушками. Все хлопали и кричали «Молодцы! Молодцы! Молодцы!». После представления зрители лично подходили к актерам и говорили слова благодарности. Особенно детки.

 

Петя, 6 лет: «Мне очень понравился Иван Царевич. Потому что он мальчик, и он смелый».

 

Мария, 7 лет: «Я уже видела этот спектакль. Мне все герои так нравятся, что я бы и еще раз посмотрела».

 

Варя, 10 лет: «А я впервые была на таком представлении. Сначала мне было немного некомфортно, непривычно, а потом, когда перед спектаклем вышел отец Николай, стало так спокойно. Самый смешной из героев – Клубок-путевичок. Очень понравилась Царевна-лягушка. Спектакль очень добрый и хороший!».

 

Итак, на приходе есть община, ответственная за сказочные чудеса не только для детей, но и для взрослых. Потому что в словах детской сказки заложен совершенно взрослый смысл о доброте, о дружбе и о том, что не всегда «бриллианты – лучшие друзья девушек»:

 

«Кощей: У моих деревьев листочки и веточки золотые, а роса на них драгоценная, адамантовая!

 

Василиса: Только вот неживые они у тебя!..».

Авторы: Диана Колычева, Софья Тишкина,

община «Информсайт».

Фото: Евгения Франкова.

 

Рассказать:

 

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45

Обратная связь