Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Паломническая поездка общины "Лепта" по святым местам Ленинградской области

Паломническая поездка общины "Лепта" по святым местам Ленинградской области

 

Ранним утром 24 октября, в субботу, группа членов общины "Лепта" во главе с организатором и вдохновителем Ириной Михайловной Десятовой, отправилась в поездку полюбоваться красотами и достопримечательностями Ленинградской области.

 

Первая остановка в с.Ильеши и знакомство с Церковью Николая Чудотворца 1798г. - после пожара 1824 г. отстроена вновь в 1832 г., с приделом вмц. Параскевы. Вмц. Параскева за исповедание Христа была усечена мечом в 282 г.  в городе, где и родилась - Иконии. Родители ее чтили пятницу, как день страданий и смерти Спасителя, и Господь даровал им дочь в пятницу, они ее и назвали Пятницей (греч. Параскева). Церкви, освященные в честь  вмц. Параскевы, тоже называются пятницкими. Вмц. Параскева освятила с. Ильеши своим явлением, и явлением своей чудотворной иконы. Произошло это событие в 16-17 вв.

 

Однажды в Ильинскую пятницу пастух увидел на березе красиво одетую маленькую девочку. Сначала пригласил спуститься, потом, так как девочка хранила молчание, стал сгонять ее кнутом и кидаться камнями. Кнут и камни прилипали к дереву, не задев девочки. Тогда он перепугался, помолился и сам полез на березу. Аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. По дороге девочка из сумки исчезла, чем окончательно запугала пастуха. Священник собрал народ и с молебным пением двинулся к березе. На ней увидели прилипшие камни и кнут. Под ней - деревянную икону св. вмч. Параскевы - точную копию девочки и камень с углублениями в виде детской головки и ступни. В углублениях камня постоянно стояла вода, ею излечивали глазные и детские болезни, параличи. Молились вмц. Параскеве – бабьей святой - об устроении семейной жизни, в женских печалях.

 

В 1960-х гг. в "хрущевскую оттепель", часовня была взорвана, источник "ушел". Никто из тех, кто это совершил, не умер своей смертью. Возле воронки от взрыва выросла новая береза. Камень тоже пострадал: вода уже не держалась в нем. Верующие укатили его в тайное место. Паломничество же к месту явления иконы продолжается... По-прежнему подаётся помощь, происходят чудеса и исцеления. Сейчас на месте часовни установлен поклонный крест.

 

По древней традиции иконы вмц. Параскевы делали резными, также, как иконы прп. Нила Столобенского, свт. Николая Чудотворца и Господа Иисуса Христа. С началом синодального периода это было запрещено. Исключение было сделано только для резных изображений прп. Нила Столобенского. Поэтому резная икона вмц. Параскевы – это большая редкость в наше время.

 

Икона была в храме свт. Николая Чудотворца. В советское время икону удалось спасти – ее переправили в Русский музей. В 1988, в год 1000-летия Крещения Руси, икона вмц. Параскевы была передана в Троицкий собор Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

 

С этого года была восстановлена традиция крестного хода с иконой в Ильинскую пятницу, который собирает множество богомольцев. День обретения иконы - Ильинская пятница - последняя пятница перед днем прор. Илии, 20 июля/2 августа.

 

Следующая остановка была в Шадырицах.

 

Сейчас деревня Шадырицы входит в состав Курского сельского поселения и официально имеет двое жителей.

 

На территории парка 18 века, разбитого еще князьями Порюс – Визапурскими, находится частный зоопарк «Приют Белоснежки». На двух гектарах земли собраны животные и птицы пяти континентов. Хозяева этого частного зоопарка относятся к обитателям, как к членам семьи. Здесь нас после интересной экскурсии накормили вкусным домашним обедом.

 

Далее наш путь пролегал через унылые пожелтевшие леса и поля к белоснежному и величественному храму Покрова Пресвятой Богородицы архитектора Косякова в селе Козья Гора. Храм на 1.5 тыс. человек, освященный в 1908 г., был построен крестьянином Максимом Кудрявцевым для дочери. В селе был Свято-Покровский Поречский женский монастырь. Его основала по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского местная уроженка, Мария Андреевна Кудрявцева.

 

После благодарственного молебена, мы отправились далее по заповедным местам. Кошелевичи - территория Сланцевского района бывшего Гдовского уезда Санкт - Петербургской губернии. Отец Иоанн Кронштадтский бывал практически во всех храмах и деревнях этого уезда, во многих служил литургию, освящал новые церкви. С Гдовским уездом его связывали духовные и родственные узы. Гдов – родина матушки отца Иоанна Кронштадтского -  Елизаветы Константиновны. Слева у дороги руины Рождественской часовни. В стороне – двухэтажный белый дом крестьян Федосеевых. Дом построили Федосеевы для странствующих духовных лиц. Закрепилось название «Дом отца Иоанна Кронштадтского». В нем была устроена молельня для Батюшки Иоанна, обитая голубым шёлком комната. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы в доме кормили всех, кто приходил или приезжал из соседних деревень.

 

Мы всё больше становились восприимчивей к осенним красотам, умиротворяясь душой.

 

И вот мы уже в селе Пенино у Церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Храм вмещает до 3 тысяч человек. В августе 2015 г. ему исполнилось 115 лет со дня освящения и 45 лет настоятелю прот. Петру Мухину.

Этот мощный храм построил купец, он же церковный староста - Симеон Гаврилович Гаврилов. Он пожертвовал 75 тысяч рублей из 150 тысяч, вложенных в строительство храма по проекту знаменитого столичного архитектора Николая Никитича Никонова (1849-1918). Он также построил монастырь на Карповке в 1902 году.

 

Св.прав. Иоанн Кронштадтский сказал о храме Рождества Пресвятой Богородицы: "Возблагодарим Господа, давшего сердце пространное, щедрое и рачительное к славе Божией - создателям храма сего, не пощадившим вещественных средств для его построения и украшения. Такой храм был бы и в столице одним из лучших. Это истинно небесе подобный храм». Недалеко от храма восстановлена часовня Параскевы Пятницы, освященная Св.Прав. Иоанном Кронштадтским. Зафиксированы исцеления, происшедшие на источнике.

 

Рядом с приходской пасекой устроен особый "пчельный храм", там поправляют здоровье благодаря особому благоуханному медовому воздуху. Построены и отреставрированы гостиница, дома для рабочих.

 

Далее наш путь пролегал через посёлок Осьмино. По местной легенде, название деревни напрямую связано с Петром I. Ехал царь через деревню, а у кареты сломалась ось. Ось заменили, а деревню прозвали Осьмино.

 

В начале 18 века через Осьмино прошла так называемая «Шереметьевская дорога» – по ней в 1700 году, во время 1-го похода Петра на Нарву двигались войска фельдмаршала Б.П. Шереметьева.

 

Деревянная церковь «Егория Великого» построена по велению Петра I в память о сражении русских со шведами недалеко от Осьмино, у Кровавого ручья в начале Северной войны.

 

Сохранился «указ Иова, митрополита Новгородского» от 12 января 1709 г. о дозволении освятить, вновь отстроенную без единого гвоздя, церковь. Современники отметили, что Георгиевская церковь замечательна «грубостью отделки и толщиной брёвен». Царевич Алексей Петрович подарил храму серебряный потир с государственным гербом, оловянную дарохранительницу «с вылитыми 4-мя евангелистами», люстру из жёлтой меди с государственным гербом и Евангелие, напечатанное в 1701 г. Фактически сегодняшняя церковь в Осьмино – новый храм. Однако существует план воссоздания старого.

 

Довольные, обогащённые новыми знаниями и впечатлениями мы возвращались домой.

 

 

 

Репортаж: Татьяна Лабинова,

Ирина Михайловна Десятова,

община "Лепта"

Фото: Елена Шишкова,

руководитель общины "Лепта"

 

Рассказать:

 

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45

Обратная связь