Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рождество Христово 2017 года

Рождество Христово 2017 года

 

Когда переступаешь порог клуба ВКА им. Можайского в святочный  вечер, то невольно ощущаешь перемену в устроении духа. За плечами осталась тягучая вязкая  атмосфера душевного состояния горожан, уставших от долгого отмечания новогодних праздников. И сбросившая это иго,  душа чутко улавливает тихую радость Рождественского настроения. Это  - в клубе прихожане Иоанновского монастыря соборно отмечают Рождество Христово. Душа, подготовленная постом, праздничной всенощной и литургией чутко реагирует на происходящее. И в ней начинает тихо звучать ангельская песня – Слава в вышних Богу…

 

И оживает все вокруг – щербатая  лестница, ставшая близко знакомой за эти многие годы, в течение  которых здесь отмечалось Рождение Богомладенца, и перила, отполированные множеством ладоней. Кладешь на них руку и словно приветствие отдаешь. И стены, пропитанные благодатью святых праздников, воспринимаются уже, как  церковные подсобные помещения.   Конечно, кирпич  – неживая природа, и перила – творение рук человеческих,  но Дух Святый дышит, где хочет.

 

В дни зимних каникул в клубе провели косметический ремонт, и стены сияют свежей бледно – зеленоватой покраской красивого фисташкового оттенка.  Но следов ремонта не увидишь. Труженики из общины «Золушка»  тщательно отмыли каждый сантиметр каменных и деревянных полов. Мужчины, в свою очередь, развесили еловые гирлянды, венки, мишуру. Но это только внешний вид праздника. Его же внутреннее содержание заключается в соборной молитве и общей фотографии, в концерте, в спектакле и  развлекательных мероприятиях.

 

Искусство ради искусства – такой взгляд на творчество в нашем приходе не прижился. Творческий процесс должен иметь духовно – нравственную установку в православной традиции.  И все, что создается силами творческих людей наших общин, соответствует этому обычаю. Пример тому – спектакль, показанный на празднике. Есть Добро, но существует и зло. Оно пытается восстать против Добра, захватить власть в свои руки, причиняет ему различные неприятности. Добро не смиряется со злом и стремится восстановить равновесие. И в результате побеждает, но не мышечной силой, а кротостью и  смирением. К слову сказать, бывает  и  так, что  приходится  и кулаки в ход пускать.   Но никакими вещественными символами зло не побороть. При этом, искреннее прости и признание своей вины творит такие чудеса, что открывает ворота Рая. И вот враг уже и побежден и мировая гармония восстановлена. Хорошее представление.

 

Порадовал нас и наш хор, который значительно вырос в своем профессионализме. Музыкальный рассказ в их исполнении дал пищу уму и порадовал самого изысканного меломана ангельским пением  хористов.

 

По окончании программы, мы из замкнутого концертного пространства без какого – либо перехода сразу попали в объятия шумной, яркой, веселой ярмарки.

 

Вдоль стен были установлены столы с различными поделками, с печатными расписными пряниками, с традиционными сухариками и морсом, За столом красивые девицы в сарафанах и женщины в кокошниках.

 

От самого входа нежно, трогательно и проникновенно  зазвучала мелодия колядки. Колядующие – казак в черной уставной форме, девушки в русских фольклорных нарядам и в мирских платьях. Стройными спетыми голосами они славят родившегося Христа.  Рядом с ними -  стол, заставленный дарами Суры – банки с вареньем, с солеными груздями, пакетики с травяным чаем. Накалядовала что – то молодежь или нет, я не увидела, но голодными они не остались. Тут же -  за занавеской - расположился буфет.

 

Как не бывает любая ярмарка без песен и пляски, так и наша не стала исключением. Из фойе грянули музыкальные инструменты и послышались протяжно тягучие с выкриками и распевами бабьи голоса. И дробно застучали каблуки. Это – «Белозерье» и «Ветерочки».

 

Говорят,  машину времени  не изобрели. Но глядя на выверенные и ритмичные движения наряженных в яркие красочные сарафаны  женщин, слушая их щемящие душу или бодрящие ее голоса, я подумала, что ведь  именно так пели и плясали наши предки.

 

А еще пришла на память моя древняя тетушка, которая в разгар семейного праздника вдруг начинала протяжно голосить и выкрикивать малопонятные мне слова незнакомой песни. Но действовали они странным образом. Плечи распрямлялись, голова поднималась, как будто что – то тяжелое слетало. И  в самой душе  поднималась неведомая  сила, что заставляла  двигаться  в такт ее ритму.  Голос тетушки все набирал и набирал силу, и уже  шла такая мощная волна, что захватывало дух.  Некоторые родственники притоптывали на месте, а самые горячие  начинали отплясывать. Но вот  тетка замолкала,  и постепенно все приходили в норму. Ставили пластинки, но сладкие песни эстрадных певцов уже не воспринимались, как прежде, и радиолу выключали. Что – то подобное испытала я и сейчас,  и поняла, что путешествие в прошлое состоялось.

 

И оно было не одно. Следом за фольклорным ансамблем вышли бродячие циркачи – детский цирковой коллектив Петроградского района. Вместе с ними зрители улетели в те времена, когда по городским кварталам и ярмаркам показывали свои представления  артисты. То же спокойствие, отсутствие куража, сдержанность и скромность, что были и у нищих бездомных, порой полуголодных артистов. Но в тоже время и благородство.

 

Вот такой у нас состоялся праздник. И привычный и неведомый одновременно.  Форма его сохранилась, но была наполнена новым содержанием.

 

Тамара Алмазова

община "Живое слово"

 

Рассказать:

 

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45

Обратная связь