Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Святитель Николай Мирликийский

Святитель Николай Мирликийский

 

 

Дорогие братья и сестры!

 

Сегодня день памяти святителя Николая.

 

Жизнь человека как цветок, который посажен Богом, для того чтобы расцветать и благоухать на земле – «дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет» (Пс.102:15). Но, если человек не проявляет заботу о своем цветке, не вскапывает сухую землю эгоизма и себялюбия, не поливает его живой водой добрых дел, не отгоняет вредителей - злые мысли и пожелания, не стремится отдавать, а не получать, то вместо благоухания и прекрасного вида получается просто сухая трава, «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» (Матф.6:30).

 

Жизнь святителя Николая продолжает благоухать и радовать красотой через много лет после ее окончания на земле. Воистину «праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» (Пс.91:13) и над ним уже не властно ни время, ни пространство: «насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс.91:14)!

 

Вдохнем живительных ароматов с вечных лугов Господних, да будут они нам сладким дыханием и к нам «привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим.11:23)!

 

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

Диакон Вадим.

 

Не бойтесь борьбы!

 

С праздником поздравляю вас! «Правило веры, образ кротости, воздержания учителя»… Какого воздержания учитель? От чего воздерживаться учит нас святитель Николай?
Казалось бы, в жизни много есть разных «благ», как мы говорим. Что ж, отказываться от всех благ, которые нас окружают? Конечно, тут дело не в пище только (какая-то пища, в какое-то время церковного года, от нее отказываться?). Конечно, дело не в этом. Но от каких благ отказываться? От тех благ, которые создает цивилизация, культура? Что же тогда останется в жизни? — говорят многие. Не уйдёт ли вместе с этими благами какая бы то ни была радость из этой жизни? Что, требуется отказаться от радости? Нет, нет и нет! И это клевета на христианство, когда утверждают, что христианство требует отказаться от радости! Как раз наоборот! Только какие радости имеются в виду — вот в чем дело.

 

Мы живем в мире, в котором торжествует плотоугодие, в плотоугодном мире. Мы живем в мире, в котором почти всё, весь смысл жизни, весь смысл всех радостей — это служение нашей плоти. Дело не в том, что плоть скверна. Плоть создана Богом, но этим люди пользуются слишком плохо. И создана плоть не для того, чтобы ей служить, а мы ей служим! Живём в страстях, страстно служим плоти! И среди грехов, которые порождают эти страсти, самый страшный может быть враг, самый страшный может быть грех — это плотоугодие.

 

Братья и сестры! Воздерживаться нужно от служения плоти, воздерживаться нужно от страстей, которым надо противостоять! Воздержание, которому учит святитель Николай, есть борьба, противостояние страстям. И это противостояние начинается с противостояния плотской страсти — похоти. Жизнь полна этой похоти! Она всё у человека отнимает, ничего не даёт. Говорят: «Как? И от этого отказаться, и от того отказаться? Аскетизм, полный аскетизм, полный отказ от всех радостей жизни — это христианство?» Нет! Христианство этому не учит. Христианство учит бороться со страстями, не превращать страсть в кумир, которому служит человек всё время. У одних — это страсть к вину, скажем; у других — это страсть к каким-нибудь картам; у третьих, у четвертых, у пятых — без конца… Страсти, страсти и страсти, служение плоти посредством удовлетворения своих страстей. И нет противостояния, противоборства страстям.

 

В каждом молитвеннике вы найдете после молитв на сон грядущий перечисление тех грехов, которые надо исповедать Богу, в которых надо каяться Богу. Чего там только нет! Какие только страсти там не перечислены, страсти, которым мы служим и грешим! Читайте обязательно эту вечернюю исповедь ежедневно! Для того, чтобы понять, какою жизнью вы живёте и для того, чтобы понять, что истинное счастье человека как раз в противоположном — в борьбе с этими страстями. Особенно — в борьбе с плотскою страстью. Она совершенно разрушает жизнь и сколько несёт с собой в этот мир горя, несчастья, пустоты!

 

Святитель Николай учит воздерживаться. И, прежде всего, воздерживаться надо от этой страсти. Это — путь к обретению блаженства ещё здесь, на земле, а не только за гробом. Это — единственный путь, который ведет к истинному блаженству. А в блаженстве этом раскрывается истина, смысл жизни, настоящая красота, то, что наше чувство принимает как добро, то, что ум понимает как истину. Как раз именно это-то и раскрывается в блаженстве: созерцание истинной красоты, и в созерцании истины — полнота жизни. Весь смысл жизни в обретении этого блаженства, которое здесь начинается и за гробом продолжается.

 

Вслушайтесь в молитвы панихидные, об упокоении души усопшего. Вы увидите, что именно это блаженство вечной жизни в Боге, вот что дает истинную радость! И вот о чем мы всегда молимся — о даровании нашим покойным радости пребывания в Боге, в блаженной жизни Бога. Мы становимся причастниками славы Божией, славы вечной! Каждое утро молимся об этом: «Сделай нас причастниками Славы Божией!» Вот эта Слава Божия и есть блаженство Божие. И единственный путь, который ведет нас к этому блаженству — это путь воздержания от страстей и борьбы со страстями.

 

Не бойтесь этой борьбы! Ничего радостного она не отнимет, наоборот, именно она вам даст радость. И христианство принесло на землю радость, настоящую радость. И мы всё время молимся об этой радости: иметь и не потерять радость исправления естества.

 

Этому воздержанию учил святитель Николай. Да даст молитвенное заступление святителя Николая силы каждому из нас стремиться к этому блаженству, к этой радости, каждому из нас понять, что такое воздержание, настоящее воздержание; как жить нам по-настоящему, по-христиански для того, чтобы иметь всегда и в этой, и в загробной жизни радость, радость, радость, радость!

 

Поздравляю вас с праздником! Будьте всегда радостны! И вы будете всегда радостны, если будете идти этим путем воздержания, т. е. противостояния страстям.

 
Аминь.

Протоиерей Всеволод Шпиллер

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь