Иерей Константин Бабин: Если просишь, отец Иоанн обязательно поможет
Настоятель храмов св. прав. Иоанна Кронштадтского (с. Лудони) и свв. мчч. Флора и Лавра (с. Хредино) в Псковской обл. – о том, как Всероссийский батюшка вдохновляет своим собственным живым примером, о жизни российского села и о том, насколько бывает важна для малочисленного прихода любая посильная помощь.
– Отец Константин, какие направления деятельности Иоанна Кронштадтского Вам особенно близки как священнику и христианину?
– Прежде всего, это жизнь Батюшки во Христе, то, что он до самозабвения помогал убогим и нищим, всем нуждающимся. Всегда ходил пред Богом. В то же время могу отметить и его дневники, в которых он подробно и без прикрас рассказывал о своей жизни. Из них мы узнаем, как он за все переживал, укорял себя, если кого-то осудил, сразу же каялся.
Смирение и самоукорение у него в душе были постоянно, все строилось на покаянии. И это для священника очень важно, потому что без смирения, без покаянного чувства ты ничего не достигнешь в духовной жизни. Без благодати мы ничего не можем. Поэтому могу сказать, что меня как священника Иоанн Кронштадтский в первую очередь учит смирению.
– Многие участники Иоанновской семьи отмечают, что они нередко получают помощь святого в различных жизненных обстоятельствах. Помогал ли Вам когда-нибудь Батюшка?
– Конечно, это так. Поначалу я удивлялся, запоминал чудеса, записывал, а сейчас к ним отношусь спокойно. Можно даже сказать, к ним привыкаешь, и они становятся естественными, будто так и должно быть, и уже не удивляешься такой закономерности. Просто знаешь, если ты просишь, молишься, то святой праведный Иоанн Кронштадтский обязательно поможет.
– Почему ваш храм носит имя этого святого?
– Изначально это была моя идея как настоятеля. С самого начала своего служения я особенно почитал Батюшку, очень ревностно к нему относился. Поэтому когда мы начали строить храм, я не сомневался, что он должен быть назвать в честь именно отца Иоанна. Тем более, что Петербург рядом. А поскольку в наших краях в то время было всего два или три храма Иоанна Кронштадтского, то владыка Евсевий (Саввин) благословил так и назвать.
– Когда был основан храм?
– Чин освящения закладного камня в основание новой церкви был совершен в 2002 году, вскоре началось строительство, а в 2005 уже начались в ней службы.
– Ваш храм способен вместить около 60-70 человек, а сколько приходит?
– Приход наш не то что небольшой, а его вообще почти нет. Постоянных прихожан всего 3-4 бабушки. Молодежь иногда заходит, если есть конкретные причины: детей крестить, отпеть сродников, а так чтоб придти на службу – такого нет. И хотя деревня находится на трассе, не пустая, жизненная, живет в Лудонях человек 300-400, но к храму они все еще не привыкли. Поэтому костяк пока никак не создать. Сколько ни бьемся, количество прихожан пока остается на одном уровне.
Надо пройти через пустой храм – никуда от этого не денешься. А пока получается так, что я привожу с собой на богослужения прихожан из Хредино, где находится мой второй храм – во имя святых мучеников Флора и Лавра. Там ситуация получше – приходят человек 15. Получается, наш Иоанновский приход состоит в основном из прихожан другого храма.
Современные деревни и села находятся на грани выживания. Интерес к церковной жизни небольшой. Заинтересовать людей можно было бы чем-то другим. Если бы мы могли предложить оплачиваемую работу, тогда молодежь, может быть, и потянулась бы. Но у нас такой возможности нет.
У нас в храме месячный доход от свечей и прочего составляет всего 400-500 рублей. Если бы у меня был только один приход, прожить было бы невозможно. Поэтому, как мы шутим, чтобы в селе народ пошел в церковь, надо быть как минимум чудотворцем. Как Иоанн Кронштадтский. Но мы же не можем быть все чудотворцами. Мы священники, которые ничем особенным не отличаются от других людей. Служим Богу и уповаем на Него. Верим и живем надеждами, что когда-то что-то изменится.
– Как часто у вас совершаются богослужения?
– В Лудонях Литургию мы служим каждую неделю по субботам и в праздники. А в Хредино я служу по воскресеньям. Храм у нас, слава Богу, есть, причем в хорошем состоянии. Мы постоянно его содержим, но за счет другого храма. Оттуда я привожу на машине не только прихожан, но и певчих, и пономаря. Поэтому службы и происходят. А не было бы возможности привозить, не было б и служб. Поэтому если один помощник появляется, ему и доверяешь все церковные послушания. Он читает и поет и кадило подает.
– Как может помочь вашему приходу читающий эти строки?
– Несколько раз участники Иоанновской семьи уже приезжали к нам, оказывая существенную поддержку: красили храм, проводили уборку. Конечно, если найдутся волонтеры, желающие помочь, скажем, с той же покраской, буду только рад. Созвониться со мной можно по телефону +7 (911) 381-74-63. У нас есть возможность поселить, устроить трудников у наших бабушек, а летом, по желанию, можно расположиться и в палатках. Свободное время можно провести на природе, как делали наши помощники. Шашлыки, горячий чай у костра, приятное и душеполезное общение.
– Что вы ждете от Юбилейной встречи Иоанновской семьи, которая пройдет этой осенью? С чем приедете в Санкт-Петербург?
– В ходе предстоящих торжеств хотелось бы обменяться опытом, мыслями, открытиями, обсудить с другими участниками, как привлечь народ сельский в храм. Хотелось бы поговорить и о совместных проектах, взаимной поддержке приходов – сельских и городских.
Город может помочь селу не только материально, но и помощниками. Но и мы, деревенские, можем помогать городу по мере своих сил. Это и отдых на природе, и устроение летнего детского лагеря. Кроме того, как я уже говорил, сельские священники еле-еле сводят концы с концами, поэтому они иногда с согласия священноначалия могли бы помогать городским, которым трудно справляться, потому что народу много: совершать требы, принимать исповедь. Это была бы реальная взаимопомощь.
– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы пришли к Богу, почему решили стать священником?
– Я сын священника, поэтому этот вопрос передо мной стоял с самого начала. С детства я к этому и тянулся, и другой жизни себе не представлял. Помню, когда в семинарии мне задали похожий вопрос, я растерялся и не знал, что сказать, потому что без Бога-то и не жил. Как я пришел к Богу? Я от Него и не уходил, слава Богу.
Мой папа (протоиерей Владимир Бабин, – прим. ред.) служит в Псковской области уже больше 45 лет. Поэтому для меня это было легко, и поступление в духовную школу тоже было естественным. Но более осознанное решение стать иереем пришло уже даже не в семинарии, а в армии.
Служил я в православном полку, находившемся при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Там нас окормлял батюшка, мы и в Таинствах могли участвовать, могли петь на клиросе. Всегда была возможность прибежать в монастырь. Нас это вскормило, так что уже и не было сомнений в своем дальнейшем пути. И вот с 1998 года я служу на Псковской земле.
– Какова, по Вашему мнению, сила совместной молитвы, которую мы видим на примере Иоанновской семьи?
– Соборная молитва, конечно, имеет большую силу. Каюсь, у меня не всегда получается молиться так, как хотелось бы. Поэтому знаю, есть с чем работать, есть к чему стремиться, хочется, чтобы наша молитвенная связь не нарушалась. Большая радость – чувствовать себя «в обойме».
– Ваши пожелания Иоанновской семье.
– Хочется пожелать, чтоб Семья всегда была семьей, где даже самый маленький знает, что он не один, не сам по себе, и его всегда поддержат. Хотелось бы, чтобы и маленькие приходы большого Семейства всегда жили с чувством, что о них не забыли, что они нужны, помнили о том, что тоже могут быть полезными, если к ним обратятся.
Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург.
Фото: Информационная служба Епархиального Управления Псковская епархия;
Храмы России; ФотоКто; Сергей Алексеев, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург