Святая мученица Татьяна
Те, кто читал жития святых мучеников, знают, что часто они бывают похожими друг на друга, как бы составленными по одной и той же схеме. Происходит это потому, что в эпоху гонений огромное количество мучеников пострадало за Христа и собрать сведения о жизни каждого даже и их современникам было невозможно. Часто о том или ином мученике составители житий знали только то, что человек был христианином, что его арестовали, принуждали отречься от Христа, подвергали пыткам и приговорили к смертной казни. В этом судьба всех мучеников была сходной. Других же сведений, как правило, просто не существовало, а потому и жизнеописания большинства пострадавших за веру христиан выстраивались по этой одинаковой для всех схеме.
Кроме того, часто единственным источником, где можно было почерпнуть сведения о жизни и особенно о кончине того или иного мученика, были так называемые мученические акты, то есть записи римских правоохранительных органов, судивших и выносивших смертные приговоры христианам. Понятно, что эти акты были написаны сухим юридическим языком, написаны однотипно, по определенному шаблону и разнообразием не отличались. Следовательно, еще и по этой причине дошедшие до нас жития мучеников часто бывают очень похожими друг на друга.
Кстати, в истории Церкви есть и другой подобный пример, гораздо ближе к нам по времени. Это жития новомучеников и исповедников российских, пострадавших от безбожной власти в ХХ веке. Их жития составляются в наше время, и часто им присуща та же особенность: они похожи друг на друга и выстраиваются по одной и той же схеме. Сначала в них даются краткие сведения о жизни человека, потом говорится, что он был арестован, подвергался допросам, был приговорен к смертной казни, расстрелян, погребен в безвестной могиле. По такой схеме написаны жития очень многих новомучеников. Происходит это по тем же самым причинам: во-первых, у всех новомучеников была однотипная судьба репрессированных за веру, а во-вторых, источником для их жизнеописаний часто являются дела следственных органов, также всегда схожие и однотипные.
Житие святой мученицы Татьяны, память которой мы сегодня празднуем, также является типичным и похожим на жития многих других мучеников той эпохи. О жизни ее мы знаем немного. Известно только, что Татьяна жила в Риме в III веке и происходила из очень знатной семьи. Ее отец три раза занимал высокую должность консула. Он был тайным христианином и свою дочь воспитал в благочестии и страхе Божием. Татьяна с детства проводила чистую христианскую жизнь – в молитве, богомыслии, изучении Священного Писания. Достигнув совершеннолетия, она отказалась вступать в брак, желая сохранить чистоту и остаться невестой Христовой.
После того как в Риме произошла очередная насильственная смена власти, начались гонения на христиан. Их хватали, судили, мучили и предавали смерти. Между многими другими была арестована и святая Татьяна. Ее принуждали отречься от Христа и подвергали бесчеловечным пыткам и истязаниям. Претерпев все с беспримерным мужеством, святая мученица была усечена мечом. Вместе с ней пострадал за Христа и ее отец, которого прежде казни лишили всех государственных званий, наград и имущества. Так закончили отец и дочь свой жизненный путь.
Когда мы читаем их краткое житие, у нас возникает вопрос: откуда у этих людей было столько мужества, что они могли перенести все те мучения, которым их подвергали? Особенно у Татьяны – ведь она была еще молодой девушкой, из богатой и знатной семьи, казалось бы, совершенно не привыкшей к ужасам застенков и пыткам палачей? Как же она могла все это выдержать?
Действительно, человеческими силами выдержать это невозможно, такое испытание выше человеческой природы. Однако то, что невозможно человеку, возможно Богу, и если Он приходит на помощь Своим верным страдающим чадам, то дает им силы побеждать собственную природу. Ведь Бог есть Владыка всего сотворенного, в Его руке законы всякого естества – Он ли не может совершить считающееся по естественным законам невозможным? Благодать Святого Духа, осеняя мучеников, делала их способными не только не бояться самых страшных мучений, но и радоваться им и желать их. Она делала то, что их пламенная любовь ко Христу от мучений не угасала, но еще больше разгоралась. Это было священное безумие любви, полное торжество и победа над миром и над законами человеческой природы. От пламени этой любви далеко бежали все силы тьмы, и даже сама смерть, – ведь известно, что тела многих мучеников после их кончины оставались нетленными, то есть неподвластными всеобщему закону распада и смерти.
Итак, причина сверхъестественного подвига мучеников заключается в ниспослании им от Бога помощи, в соприсутствии им Божественной Благодати. Однако здесь нужно задать и другой вопрос: откуда была у них столь великая Благодать, почему Бог давал ее им? Ответ следует искать в предшествующей жизни этих людей. До своих страданий за Христа мученики проводили высокую христианскую жизнь, а потому и явились достойными того, чтобы им была явлена чрезвычайная Благодать, и милость, и помощь от Бога. То есть к предназначенному им огненному испытанию они приготовили себя заранее, задолго до него. На этих людях исполнились слова Христа о доме, построенном на каменном основании. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, – говорит наш Спаситель, – уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Мученики построили дом своей души на незыблемом основании святой и праведной жизни, а потому и устоял этот дом, когда обрушились на него бури испытаний.
Таким образом, братия и сестры, из житий святых мучеников извлечем для себя важный урок: человек, проводящий жизнь по заповедям Христа, привлекает к себе Благодать и помощь Божию, а потому во время испытаний Бог дает ему силы их переносить. Мы не знаем, что ожидает нас в дальнейшей жизни. Времена изменчивы, и очень вероятно, что гонения на Церковь могут повториться. Но даже если именно нас они и не коснутся, то все равно никто из людей не застрахован от других испытаний – скорбей, болезней, социальных потрясений, войн и тому подобного. Если нам предстоит пройти через них, то хватит ли у нас сил, чтобы перенести это достойно, мужественно и по-христиански? Совершенно очевидно, что одних собственных сил при больших испытаниях нам не хватит, но потребна будет тогда всемогущая помощь Божия. Кому же дается эта помощь?
Прежде всего, она дается тем, кто близок к Богу, кто живет по Его заповедям. Мы знаем из Евангелия, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит Его волю, того слушает. И потому помощь Божию в испытаниях мы можем привлечь к себе не чем иным, как своей предшествующей чистой христианской жизнью. «Когда на неправедного находит искушение, – говорит преподобный Исаак Сирский, – то не имеет он упования, чтобы призвать Бога и ожидать от Него спасения, потому что во дни упокоения своего удалялся от воли Божией. Прежде нежели начнешь брань, ищи себе помощи, и прежде недуга взыщи врача. Прежде нежели найдет на тебя скорбь, молись Богу, – и во время горести найдешь Его и услышит тебя. Прежде нежели поползнешься, призывай и умоляй… Ковчег Ноев построен был во время мира, и дерева его были посажены за сто лет; а во время гнева неправедные погибли, праведнику же стал он покровом».
Итак, братия и сестры, помощь от Бога в темные времена испытаний получают те, кто был верен Богу, когда испытаний еще не было. Кто не оставляет Бога при благополучной жизни, того и Бог не оставляет в скорбях и напастях. В Евангелии Христос, предупреждая людей о последнем огненном испытании перед концом мира, говорит: бодрствуйте и молитесь, чтобы избежать этих будущих бедствий. «Бодрствовать и молиться» как раз и означает проводить чистую христианскую жизнь. Послушаемся же этого наставления Господа и Спасителя нашего. Ибо если мы его исполним, то будем подобны построенному на незыблемом основании дому, которому не страшны никакие бури, ни наводнения, ни землетрясения, ни прочие нахождения неизбежных в этом мире бед и испытаний. Аминь.
Иоанн Павлов, священник
"В начале было Слово. Сто избранных проповедей"
Рассказать: |