Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Юже древле предвозвести пророческое сословие

— Стамну и Жезлъ и Скрижаль и несекомую Гору,

златую Кадильницу, Марию Богоотроковицу верно да восхвалим.

Днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу.

(Светилен праздника)

Недавно Церковь праздновала преславное Рождество Пресвятыя Богородицы, присноДевы Марии отъ праведных неплодных родителей Иоакима и Анны — Марии, избранной Богом от всех родов человеческих, в Матерь Сыну Божию, как неоцененное Сокровище всяких добродетелей, как зрелый жизненный колос, имевший преподать миру истинный хлеб жизни — Христа.

Ныне празднуем мы с Церковию праздник славнаго Введения Ея во храм Божий, в святом граде Иерусалиме. Прежде зачатия и рождения Ея, святые родители, удрученные неплодством, молясь Богу о даровании чада, дали обет посвятитъ Ему свое чадо, если оно дано будетъ им, и, когда оно было дано — посвятили его Богу и ввели торжественно в храм, в сопровождении чистых дев, с горящими светильниками. Праведный священник, старец Захария, родитель Предтечи, ввел святую Деву во Святое Святых, в невходное ни для кого, кроме первосвященника, — где хранился ковчег Завета Божия, чудесная манна, скрижали каменныя и жезл Ааронов прозябший. Здесь, в устроенных при храме помещениях, она воспитывалась под наблюдением и руководством старших девственниц грамоте, закону Божию, молитве и женскому рукоделию. Ангел небесный приносил Ей небесную пищу и беседовал с Нею о Творце всего сущаго и Его чудном домостроительстве человеческаго спасения. Воспитание в храме продолжалось до четырнадцати летняго возраста, когда, по закону еврейскому, оно должно было кончиться, и девы должны были оставить храм и поселиться в доме родителей или родственников. Так и пресвятая Дева в возрасте четырнадцати лет была взята в дом Своего обручника старца Иосифа праведнаго, где и совершилось потом преславное Благовещение архангельское.

Такимъ образом небесное провидение сберегло во Святая Святых, чистую, нетленную Отроковицу от всяких соблазнов мира, лежащаго во зле, и запечатлело Ее печатию чистоты и святости; ибо Дух Святый предочистил Ее в нетленный и непорочный храм Сыну Божию. Православная церковь не допускает непорочнаго Ея зачатия родителями, ибо зачатие в первородном наследственном грехе обще всем смертным, не исключая и праведных Иоакима и Анны, да и Сама Богоотроковица, Матерь Божия, по зачатии уже Сына Божия в девственной утробе, исповедала Духом Святым, что душа Ея возрадовалась о Боге Спасителе Своем, а из этого следует, что Он был и Ея Спаситель от прародительскаго греха, общаго всем; да и Ея глубокое смирение не дозволяло Ей считать Себя до зачатия Сына Божия, совершенно безгрешною; — самое смирение Ея показывало, что Она рождена не от безгрешных, хотя и праведных родителей.

Какой назидательный урок преподает христианам настоящий праздник? Тот урок, забытый или забываемый ныне многими христианами всех исповеданий, что храм Божий есть Богом данное нам училище истиннаго Богопознания и благочестия, где мы научаемся познавать безсмыслие и пагубу греха, отвращаться от него всем сердцем и обучаемся всякой добродетели, всякой правде и святости, страху Божию, любви, славословию и благодарению Бога за все Его неисчетныя милости, — истинному покаянию, смирению, терпению, незлобию, милосердию, самоотвержению, послушанию, всецелой преданности воле Божией. Без храма, без богослужения, без таинств, данных Богом для нашего спасения, без поучения в слове Божием спастись невозможно; ибо весь мир во зле лежит (1 Иоан. 5, 19), по учению слова Божия, и мир будет осужден праведным судом Божиим: судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32).

Современные наши безбожники проповедуют, что не нужны нам храмы, не нужен закон Божий в школах, не нужна молитва, не нужны священники. Как? Вы хотите, чтобы люди стали безсловесными животными, зверями, чтобы земля сделалась ареною бойни, кровопролития, чтобы люди как звери бросались друг на друга, и терзали друг друга — как к несчастию, уже и дошло до этого, по причине безверия многих, и Россия представляла уже из себя в разных городах настоящую бойню, и как бы нашествие неприятельское и море пламени. Не к этому ли ведут нас безбожники наши? — Да не будет этого в искони православной России. Оставьте нам храмы — это небо земное; это царство Бога на земле, где непрестанно прославляется пречестное и великолепое имя Божие, — где мы освящаемся посредством молитвы и таинств, где мы искренно беседуем с Богом, как чада с Отцем; где мы делаемся живыми храмами Божиими, где мы теснейшим образом соединяемся с Богом, причащаемся Божьего нетления и делаемся сами божественными чрез приобщение Божественных Таин. Слава Богу, учредившему повсюду храмы имени Своему и воспитывающему в них благоговейных верных христиан в живые храмы Себе, как написано: не весте ли яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)?

Только в храме Божием мы научаемся искренно веровать в Бога, познавать себя, любить и Бога и друг друга; только в храме мы познаем, что у нас есть общий Отец на небесах, основавший там для верных и любящих чад Его вечный, нетленный град, и что Он от сложения мира вписал преданных Ему в число граждан небеснаго Иерусалима. Аминь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 1905г

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь