Принесем Господу миро добродетелей
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю святых жен-мироносиц
«По прошествии субботы, Мария Магдалина
и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы,
чтобы идти – помазать Его» (Мк. 16, 1).
Нынешний воскресный день в чине церковном называется неделею жен-мироносиц, т. е. тех учениц Господа Иисуса Христа, которые после крестной смерти Его в третий день рано утром приходили на гроб Его с ароматами и миром, т. е. благовонною мастью для помазания живоносного тела Его. Между мироносицами у всех Евангелистов прежде всех упоминается Мария Магдалина, из которой Господь прежде страданий и смерти Своей изгнал семь бесов; за нею – другая Мария, матерь Апостола Иакова и Иосии; Саломия, матерь Апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и Марфа и Мария, сестры Лазаревы.
Все они столь искренно были преданы Господу Иисусу Христу, что служение Ему почитали высшею своею обязанностью и величайшим счастьем; все они, кроме Марфы и Марии, были спутницами Господа Иисуса Христа во время путешествий Его по Иудеи и Галилее с проповедью о царствии Божием, учились у Него вере и святой жизни и, владея достаточными жизненными средствами, служили ему в земных нуждах от имений своих. А Марфа и Мария, сестры Лазаря, не сопутствуя Ему, часто принимали Его к себе в дом и здесь выражали Ему свою любовь, преданность и благодарность в заботливом угощении и усердном внимании слову Его.
В последнее посещение Господом семейства Лазарева благодарная любовь Марии излилась в том, что она, взявши фунт чистого нардового драгоценного мира, возлила его на главу Господа Иисуса, и таким образом еще прежде смерти и погребения Господа вступила в чин мироносиц. О ней Господь сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14,9). Это властное пророческое слово Творца веков исполняется доселе при чтении Евангелия во всех церквах, в прославление усердия ее к Иисусу Христу, как и прочих мироносиц.
По всей справедливости Святая Церковь чтит память их, воздавая должную дань хвалы их вере и горячей любви и преданности ко Господу, Которого непрестанно преследовала зависть и злоба первосвященников и книжников и старейшин иудейских. Св. Церковь примером мироносиц научает и нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжении всей жизни, во всяком состоянии, среди всех превратностей мирских, в счастье и несчастье, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной.
Не нужно ныне миро для помазания пречистого тела Господа Иисуса Христа, вознесшегося на небо, как и тогда, во дни земной жизни, для Него собственно оно было не нужно, ибо само Божественное Тело издавало чудное благоухание божества, как источник благоухания святыни и нетления для всех верующих в Господа. Но, так как мы сами – «тело Христово, а порознь-члены» (1 Кор. 12, 27), то всем нам нужно приносить Ему в дар в своем лице и в лице ближних миро добродетели, миро веры, упования и любви; миро кротости, смирения, незлобия и послушания; воздержания, чистоты и целомудрия; святости и возвышенности мыслей и чувств; милостыни и взаимной помощи; нестяжательности и щедрости; миро терпения и великодушия; правосудия и верности, нелицемерия и правоты.
Побеседуем об этом подробнее. Я сказал: вместо мира мироносиц принесем мы Господу миро добродетелей, и, во-первых, веру.
Вера христианина, личная, живая вера, на Евангелии основанная, есть истинное миро для Господа: Он всегда утешался и ныне утешается простотою веры в людях и щедро награждал и награждает чудесными дарованиями тех, в ком ее обретал: «Вера твоя спасла тебя: иди в мире» (Мк. 5, 34), «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8, 13); «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), – говорил Он веровавшим. Но неверие, с другой стороны, сильно огорчало Господа, и отревало от человеков дары Его благости. «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17,17) – говорил Он неверным и маловерным, – и неверие связывало, так сказать, руки Всемогущему.
Св. Евангелист Марк замечает, что Иисус Христос в отечестве Своем (Назарете) «не мог совершить никакого чуда; только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (Мк. 6, 5,6). Веруй же несомненно, христианин, в Господа, в Его благость, всемогущество, премудрость, вездесущие; проси, нимало не колеблясь, что нужно, на потребу, и получишь. Все, говорит Господь, «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22).
Итак, пусть будет твоим миром для Господа живая вера. Приноси Ему всякий день в дар это миро веры, исповедуя грехи свои, удаляйся от дел тьмы, твори дела света – и вера с покаянием оправдает тебя и покажет тебя причастником вечной славы. Побеждай и рассеивай сомнения, возникающие в тебе, и навеваемые на твою душу духами лукавства, или людьми неверующими, отревая неверие, господствующее в мире, будто человек не по образу Божию, будто нет домостороительсва спасения человеческого, будто нет воскресения, бессмертия и суда, будто участь человека по смерти будет подобна участи животного, будто со смертью человека все окончится.
Держись Евангелия и Церкви, этого непоколебимого столпа истины, которого и врата адова не одолеют вовеки, и блажен будешь своею верою. С верою соединяй упование на милосердие Божие, на Его благопромыслительное попечение о тебе и о всех людях, на исполнение обетований и предречений Божественных в Св. Писании – о воскресении мертвых, о страшном суде, о воздаянии праведникам и грешникам. С упованием соединяй любовь и добрые дела. Надеясь получить великие, нетленные, бесконечные блага, удаляйся от всякого греха и твори святыню в страхе Божием, ибо без святыни никто не узрит Господа; сподобляясь милости от Бога, будь сам милостив: и вот это будет как бы твое миро Господу.
Если твоя страстность, твой злой навык и дух злобы подстрекает тебя к гневу, ярости, зависти, непослушанию, – не поддавайся злу; одолевай влечения злые; господствуй над страстями; не сердись, не раздражайся на ближнего за вину или без всякой вины; не завидуй, не ревнуй творящим беззаконие; охотно слушайся имеющих власть над тобою, хоть повелеваемое и противно твоим греховным наклонностям; не давай в сердце места дьяволу ни на стопу ноги; сохраняй любовь к ближним, кроткое и тихое расположение духа: и это будет от тебя истинным миром, благоуханием Господу, и Господь, почивающий в смиренных сердцах, опочиет и в тебе.
Если борет тебя алчное до яств и напитков чрево, увлекая тебя часто к излишествам, заставляя тебя каждый день приносить ему тучные жертвы и возлияния, особенно, если тебя одолевает пьянство, возьми твердую решимость, с Божией помощью, не раболепствовать ему более, так как оно отвращает тебя от любви и служения Богу и ближнему, делает тебя рабом дьявола и тления, низводит на степень скота бессловесного; борись упорно, хоть бы до пота и крови, со своими страстями, похотями; ибо и они крайне упорны. Припоминай чаще слова Апостола: «Пища для черва, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6,13); или: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17) и будь воздержен, употребляя пищи и пития столько, сколько необходимо для подкрепления, бодрости, здравия; и воздержание принеси вместо мира в дар Господу; и Господь даст тебе Духа благодати Своей.
Или – тебя обуревают, волнуют нечистые помыслы и чувства, беззаконные, сладострастные движения плотские: смотри – не допусти до сердца твоего этого смрада греховного, ибо «мерзость Господу», как говорит Писание, и «помысл неправедный» (Притч. 15, 26); поборай, изгоняй страстные помыслы, не допусти нечистому, адскому огню объять тебя; сохрани душу и тело во святыни: и вот ты принесешь Господу в дар миро чистоты и целомудрия; и Господь увенчает тебя за непорочность, как Иосифа целомудренного.
Старайся иметь душу возвышенную над житейскими пристрастиями; помни ее Божественное благородие (образ и подобие Божие), ее небесное отечество и не будь побежден земными вожделениями, грубыми, нечистыми, обезображивающими лицо ее. Выражай благородство своей души преимущественно в делах любви: если видишь голодного, с жалким видом протягивающего к тебе руку, – не пожалей дать ему на хлеб и похлебку: и это Господь примет от тебя вместо мира; если видишь нагого, одень; это примет от тебя как дар Тот, кто принял повитие тела Своего от Иосифа Аримафейского. Прими участие в положении больного, навести его, послужи ему; или введи странника в дом и упокой его: и Господь скажет и тебе на страшном суде: «Ты сделал это одному из братьев Моих; ты это сделал Мне: наследуй уготованное тебе царство» (Мф. 25, 40).
Или ты скуп и корыстолюбив? Но какая корысть больше и богаче той корысти, как спасти душу свою для вечной жизни, душу, которая дороже всего мира? Итак, отдай свои сокровища, или часть их, – этот тлен, дым, прах, – Христу в лице бедных, и купи душу, спасение ее милостынями, принеси Христу миро милосердия, да подаст тебе свое миро спасения.
Как многоразличны виды добродетелей, коими ты можешь угождать Христу! Но, положим, что тебя самого преследует зависть, недоброжелательство, клевета и злоречие и разные козни врагов: терпи и будь великодушен; взирай на пример Христа Спасителя, претерпевшего ради нас гораздо больше сего; не имей низости духа отвечать врагам тем же; побеждай зло добром, ненависть – любовью, недоброжелательство – искренним желанием добра: и твой подвиг будет для Господа более подвига Никодима, который, презрев изветы, угрозы и ненависть врагов Иисусовых, пришел снять, вместе с Иосифом, тело Господне со креста, и принес ароматов для помазания пречистого Тела.
Ты начальник? Начальствуй со тщанием, входи сам во все дела; не во всем полагайся на помощников, чтобы не вышло кому обиды и неправды; будь ко всем справедлив и доступен, как отец; ибо ты высоко поставлен не для себя, а для других, чтобы тебя удобнее все видели, и тем скорее могли найти тебя, и найти в тебе покров и защиту. Такое служение твое, при прочих добрых качествах и делах твоих, будет истинным благоуханием Господу, который для нашего спасения Сам принял зрак раба и Сам Себя принес в жертву благоухания Отцу Своему.
Ты судья? Да будет суд твой правый, скорый, ровный для всех; не склоняйся на сторону богатых и сильных неправых, и не лишай правого суда людей незначительных и бедных, теснимых неправедно богатыми. Тогда и твои грехи и неправды Господь покроет правдою Своею, когда покаешься в них, и не отошлет тебя на сторону шуюю.
Ты купец? Веди торговлю честно, по совести, уделяй от избытков твоих бедным: и Господь благословит тебя за твою честность и милостыню, и примет их, как благоухание мира.
Ты чиновник, должностной человек? Будь верен принятой присяге, усерден к делу и доволен своим состоянием; исполняй по силам, обязанности христианина; не лишишься награды от Того, от Кого весь чин природы и чин гражданских обществ и Кто сам подчинялся властям.
Все послужим Христу искреннею верою и любовью, служа от всего сердца друг другу, чтобы всем нам сподобиться благодати Св. Духа и быть приятным благоуханием Господу, избавившись совершенно от греховного смрада. Из-за житейских страстей и похотей не будем безрассудно ниспадать с высоты искупления, на которую поставила нас благодать Божия, но будем восходить к почести горнего звания, по подражанию святым Мироносицам, которые временно подвизавшись для Бога, с верою и любовью, наследовали небесное отечество, живут и по смерти тела и прославлены Богом на небе и на земле.
Аминь.
Источник: НА ГОРЕ. Свято-Ильинский храм в Выборге.
Рассказать: |