Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Cлово, сказанное в день памяти св. всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго

Cлово, сказанное в день памяти св. всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго

 

Симон Петр отвечал (Иисусу): Господи! к кому нам идти?

Ты имеешь глаголы жизни вечной (Иоан. 6, 68).

Когда Господь наш Иисус Христос, поучая народ иудейский и учеников Своих, говорил о Себе, как о хлебе живом, сшедшем с небес и что этот хлеб есть плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира, — тогда многие из них, глумясь над Его словами, говорили: какия странныя слова! кто может это слушать? и с того времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати апостолам Своим: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Иоан. 6, 51. 60. 66-68) т.е. куда и к кому нам, кроме Тебя, идти? Ты один возвещаешь глаголы, или слова вечной жизни, — слова, следуя которым можно достигнуть вечной жизни. И действительно, Господь для того и пришел на землю, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком да живот имут, и лишше имут. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единаго истиннаго Бога, и посланнаго Тобою Иисуса Христа (Иоан. 10, 10), рек Господь; для того Он избрал и послал в мир апостолов Своих, научив их предварительно Сам слову жизни вечной, чтобы они могли всем людям проповедывать это слово и обращать их от смерти к жизни, от власти сатаны к Богу.

Интерес вечной блаженной жизни для нас смертных и преисполненных всякими грехами, болезнями, лишениями, скорбями и горестями людей, есть интерес величайший, несравненный, неоценимый, и беседа о глаголах вечной жизни в день славной памяти первозваннаго Апостола есть наилучшая и самая назидательная беседа.

Вы слышали вчера за всенощным Богослужением, при чтении хвалебнаго акафиста в честь апостола, как он чудодействовал силою Божиею, при проповеди евангелия разным народам, и с какою радостью принял он от безчеловечнаго консула Эгея казнь на кресте, просияв на нем светом божественным, — как проповедывал с креста о Мессии, Христе Иисусе, и о жизни вечной, уготованной верующим в Него, и затем мирно почил. Множество народа было свидетелями его праведной кончины, и прославили громко Бога и Его угодника, славнаго при жизни и при кончине. А мы, возлюбленные братия, видя такой конец славный жития его, будем подражать вере его.

Теперь слово о вечной жизни.

Интерес вечной жизни для человека, получившаго от Бога в удел безсмертную душу, есть, повторяю, интерес величайший, безконечно выше всяких земных интересов и благ, выше всего, что дорого и высоко ценится на свете; ибо все земное скоротечно, мимолетно, как дым, как пар, как мыльный пузырь: богатство и слава, здравие и красота, царская держава и порфира, и всякое великолепие земное. Но вечную жизнь может дать нам только один Иисус Христос, Богочеловек; а приготовить, воспитать нас для вечной жизни и небеснаго гражданства, может только одна христианская вера, одна св. Церковь, которой вверено от Бога это приготовление, это воспитание душ для вечной жизни и царства Христова. Никакие светские, самые умные и прославленные писатели, никакие философы и естествоиспытатели, древние и новые, никакие законоведы и учителя, никакие витии, никакие прославленные поэты не могут в своем слове дать христианину того, что есть едино на потребу душам, что самое нужное, жизненное для человека, — что истинно просвещает душу, очищает ум и сердце, решит грехи ея, укрепляет и истинно радует, — не могут дать благодати Божией и душевнаго спасения. Ибо все они мудрствуют и пишут только о земном и преходящем, а поэты мечтают в своих стихах и поэмах больше всего только о земной любви или о земных героях, о земных радостях или печалях. Многие их читатели и почитатели до того увлеклись их мечтами, что совершенно забыли св. Евангелие, — это единое на потребу душам безсмертным, эту книгу книг, эту верховную, вечную премудрость, — и знать его не хотят, и пренебрегают учительством церковным. Нет ни у кого из этих писателей глаголов жизни вечной, ничего истинно полезнаго для души христианской, исключая некоторых блесток, нескольких слов о Боге и Его делах.

Обратитесь ли вы к театру, этому якобы народному училищу нравов, — и там ни слова не говорится ни о Боге, ни о жизни вечной; там — все мирское; там — словесная игра в страсти человеческия. Актеры от мира глаголют, и мир их слушает и рукоплещет им, хвалит или осуждает их. Не обратится ли, может быть, кто к графу Льву Толстому, чтобы у него заимствовать жизненные уроки? Но этот безбожник совсем не верит во Христа, как Богочеловека, и в Его божественное Евангелие — и прочитал его только для того, чтобы дать ему превратное толкование, надругаться над смыслом его и над здравым смыслом и пониманием всего человечества; он не верит в вечную жизнь и привлекает к себе подобных ему безумцев заманчивостью нововымышленных своих мнений, воображая, что один он правильно мыслит и понимает все.

Итак, куда же, к кому пойдем мы искать глаголов жизни вечной? — Только ко Господу и к святой Церкви Его, которая одна приняла от Него эти глаголы вечной жизни и преподает их всем верующим: ибо только она одна может сохранить и передать их неповрежденными, — и в ней ежедневно чтется св. Евангелие. Только в ней совершается величайшее таинство тела и крови Христовых и преподается верующим для жизни вечной; только в ней совершаются все прочия таинства, и прославляются все чудныя дела Божии — дела творения и промышления о мире и роде человеческом и в особенности о Церкви Божией на земле во все века от начала до ныне; только в Церкви воочию всех являет Господь, что будет воскресение мертвых и страшное судище роду человеческому, и вечная жизнь праведным, и вечная мука грешникам нераскаянным.

Какой же конец слова? Следующий: твердо держись, христианин, своей св. веры и св. Церкви, — исполняй данныя тебе заповеди и, как грешник, приноси Богу всегдашнее покаяние, исправляй свое сердце и свою жизнь, уклоняйся от зла и всякаго греха, побеждай свои страсти, твори благо, обновляйся на всякий день благодатию Божиею, — и спасешься и сподобишься жизни вечной. Аминь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 1896 г.

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь