Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Настоятель храма св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге протоиерей Сергий Бабурин: «Православная Церковь становится частью жизни германского общества»

Настоятель храма св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге протоиерей Сергий Бабурин: «Православная Церковь становится частью жизни германского общества»

О том, какое значение имеет православный храм для соотечественников в Германии, как начиналась жизнь общины с богослужений в спортивном зале детского сада и как домом для нее стал величественный храм в неороманском стиле, какой интерес вызывает Православие у немецкого общества, рассказывает настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге протоиерей Сергий Бабурин.

 

Отец Сергий, как, по Вашему мнению, воспринимают русский православный храм наши соотечественники, из-за тех или иных обстоятельств жизни оказавшиеся в Дальнем Зарубежье? Они приходят в храм, потому что видят в нем, прежде всего, островок Отчизны, место, где можно получить помощь и утешение, или же главное что это Дом Божий, где можно молиться на знакомом языке и в соответствии с традициями Русской Церкви?

 

— Главное, что радует каждого священника, встречающего своего соотечественника в храме, — это восприятие им храма как Дома Божия и чувство благоговения, присущее нашему народу. Но спектр отношения к храму различный. Все больше людей проходят период воцерковления — это самая большая радость.

 

Действительно, храм в диаспоре — это и место утешения человека, тяжело переживающего разрыв с Родиной и постигающего горький вкус эмигрантского хлеба. Конечно, встречаются люди, которые с головой окунаются в процесс ассимиляции, стараются стать немцами больше, чем сами немцы, но чаще всего именно здесь, в отрыве от Родины, люди впервые переступают порог храма. Искренне стараются участвовать в мероприятиях общины, приобщать детей к Церкви.

 

Но мы, как и все, пожинаем плоды религиозного невежества наших соотечественников. Порой степень невежества и язычества потрясает, особенно странно видеть это в сочетании с хорошей образованностью и желанием иметь и постоянно озвучивать свое мнение. Храм открыт каждый день, и подготовленные дежурные с любовью стараются встречать каждого.

 

Ваш приход один из самых «молодых» среди приходов Берлинской и Германской епархииРусской Православной Церкви, его история насчитывает немногим более десяти лет. Не могли бы Вы рассказать о том, как начиналась его история?

 

— Начиналось все с инициативы нескольких семей, обратившихся к архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану с просьбой прислать священника. Произошло это в крещенские дни 2001 года.

 

Первым пастырем и духовником общины был протоиерей Борис Устименко. Вначале жизнь была исполнена лишений, поскольку община ютилась в спортзале лютеранского детского садика, за который приходилось отдавать непосильную для общины арендную плату. Но именно там община родилась и прошла первые шаги духовного становления. Первые трудности очень сплотили людей. Там у нас была возможность часто собираться, и в храме проходили постоянные беседы и совместное изучение Священного Писания.

 

Можно сказать, в новый храм переехала уже крепкая, дружная и состоявшаяся община.

 

Ныне местом молитвы Вашего многочисленного прихода является церковь, освященная во имя одного из особо почитаемых Русской Церковью святых, праведного Иоанна Кронштадтского. Расскажите, пожалуйста, как несколько лет назад это построенное в неороманском стиле величественное церковное здание стало православным приходским храмом.

 

— Храм, действительно, очень красив. Он нетипичен для северной Германии. Изначально храм проектировался для армянской общины, поэтому имеет много знакомых для нас элементов православной архитектуры. Затем, когда армянская община на стадии согласования проекта от него отказалась, архитектор убедил руководство Лютеранской Церкви воплотить этот проект в жизнь для лютеранской общины. В борьбе за свой проект он приводил аргументы, что длинные базилики — наследие Католической Церкви — не подходят лютеранам, которые должны, сидя кружком вокруг пастора, изучать Писание. Этот аргумент понравился, и в Гамбурге в начале XX века появился напоминающий древние ротонды храм с алтарной апсидой, развернутой на восток.

 

Несмотря на центральное положение храма, к концу прошлого столетия лютеранская община в нем почти распалась. Он был приписан к соседнему приходу, в этом здании проходили концерты и выставки. Он также сдавался в аренду разным иностранным общинам. Неизбежность капитального ремонта страшила Лютеранскую Церковь.

 

Нам удалось провести переговоры таким образом, что храм был передан нам за символическую цену в один евро при условии, что православная община по рыночной цене выкупит у города земельный участок под храмом. Так в центре Гамбурга появился островок русской земли с храмовым зданием. В дело его ремонта и благоукрашения с головой окунулась вся община, и теперь уже совершенно невозможно узнать в нем когда-то полузаброшенный храм.

 

Храм венчает купол и пять золотых крестов, сооружен фресковый иконостас и мозаичный пол. Процесс благоукрашения продолжается.

 

На сайте одного из русских приходов за рубежом некоторое время назад была опубликована фотография, на которой видно, что во время богослужения площадка перед храмом превращается в «парковку» для самых разнообразных колясок, которые оставили пришедшие на службу мамы с детьми. Сейчас и в России уходит в историю стереотип о том, что в храмах бывают одни бабушки. А как можно охарактеризовать состав гамбургского прихода, кто составляет его основную часть?

 

— Действительно, очень много в храме деток. По воскресеньям около ста детей причащаем. На Рождество раздали 400 детских подарков. Очень радует, что у прихода есть будущее.

 

Много в храме и подростков, молодежи. С ними проводятся регулярные встречи. Существует молодежная интернет-рассылка, в которой участвует около восьмидесяти ребят. Они с радостью откликаются на социальные проекты, охотно помогают приезжающим из России на лечение больным людям.

Кроме того, осуществляется проект семейного лагеря — смены проходят в осенние и весенние каникулы.

 

Естественно, любви к Богу «все возрасты покорны». Много у нас и людей преклонных лет. Слабеющие прихожане подвигли нас к идее перейти с единичной помощи на систематическую. Члены нашей приходской общины создали патронажную службу по уходу за больными и престарелыми «Покров», она обслуживает уже около восьмидесяти человек. Все сотрудники получают зарплату от немецкого государства.

 

Богослужения в храме святого Иоанна Кронштадтского совершаются не только на церковнославянском, но и на немецком языке. Значит ли это, что для значимой части ваших прихожан родной является немецкая речь? Кто они, потомки эмигрантов или коренные жители, принявшие Православие?

 

— Немецкоязычная часть нашего прихода незначительна, чаще всего это представители смешанных семей. Есть и коренные немцы, принявшие Православие. Интересная группа — молодые представители других Поместных Православных Церквей, которые чувствуют себя на наших немецкоязычных службах более уютно, чем в собственных общинах, где часто царит национально-семейный дух.

 

С сожалением следует отметить и неизбежное явление — потерю русского языка нашими детьми. Стараемся всеми силами этому противостоять, но факт остается фактом: все более родным для многих становится немецкий, и молиться многим детям легче на немецком языке.

 

Раз в месяц у нас совершается богослужение целиком на немецком языке. Все больше немецких вкраплений появляется также в воскресном богослужении.

 

Гамбургский приход активно занимается просветительской работой: действует воскресная школа, проходят публичные лекции… Не могли бы Вы познакомить наших читателей с этой стороной деятельности прихода?

 

— У нас две группы воскресной школы. В младшей с детьми занимаются рукоделиями, читают рассказы и сказки. Малыши учат вместе молитвы. В старшей группе детям предлагается более серьезный материал. Мы отказались от попытки давать систематический курс, поскольку регулярно посещать храм получается далеко не у всех семей. Беседы строятся как самостоятельный урок с темой, которая раскрывается в рамках одной встречи.

 

Дети занимаются в школе во время богослужения до Евхаристического канона и затем приводятся в храм. В первое воскресенье месяца часть богослужения поет наш детский хор, занятия в котором проводятся каждый воскресный день после Причастия.

 

Кроме того, в нашем храме раз в три месяца проводятся спецкурсы, для чтения которых мы приглашаем лекторов из России. По средам и по воскресеньям, когда храм не занят (два раза в месяц у нас после воскресной Литургии совершается богослужение на грузинском языке), в нем проходят беседы.

 

Есть ли у прихожан возможность проводить вместе внебогослужебное время? Организовываются ли совместные праздники, спортивные или иные досуговые проекты?

 

— Кроме организации семейного лагеря, о котором я рассказывал, проводим время от времени детские праздники. В городе очень много разных кружков, курсов, спортивных секций, в которых активно занимаются наши прихожане. Спонтанно возникли внутри прихода боксерская и волейбольная группы.

 

Хотелось бы проводить больше приходских праздников, но мы скованы отсутствием помещения для внебогослужебной деятельности. Сейчас начато строительство духовно-культурного и образовательного центра, и теперь это предмет главных беспокойств и молитв наших прихожан.

 

В России мы нередко слышим о различных процессах в Западной Европе, которые вызывают у верующих обоснованные опасения. Среди них официальное признание однополых браков в ряде стран, обязательное внедрение в государственных школах «полового просвещения», вмешательство социальных служб некоторых государств во внутреннюю жизнь верующих семей, в том числе в вопросы соблюдения детьми постов. Встречаются ли православные в Германии с какими-либо негативными явлениями в обществе, которые оказывали бы непосредственное влияние на их жизнь?

 

— Если честно, то острых проблем я не встречал, хотя часто что-то об этом приходится слышать. Во всяком случае, тем, кто желает быть серьезным, строгим к себе христианином, ничто не помешает в современной Германии. Трудно, конечно, молодым сохранять себя среди развращенного общества, но эти процессы глобальны.

 

В Гамбурге есть еще община Русской Зарубежной Церкви. Как бы Вы охарактеризовали отношения между приходами?

 

— Как искренне братские.

 

Являются ли православные приходы, их деятельность заметным явлением в жизни германского общества?

 

— В Германии интерес общества к Православной Церкви все пристальнее. С огромной симпатией и заинтересованностью немецкое общество наблюдает за кипучей деятельностью православных приходов и их многолюдностью. Огромен интерес к эстетической стороне жизни Православной Церкви. Священник присутствует и в больницах, и в тюрьме, постоянно поступают от местных школ просьбы привести детей в храм для рассказа о Православной Церкви.

 

Нет волны обращений, особого всегерманского звучания православной миссии, но важно, что Православная Церковь, действительно, сегодня становится частью жизни немецкого общества.

 

 

 

Патриархия.ru

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь