Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

«400 лет подвигу Ивана Сусанина»

«400 лет подвигу Ивана Сусанина»

 

 

 

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело и

радостно гибнет за правое дело»

К.Рылеев

.

 

400 летие Династии Романовых – одно из важнейших событий в истории становления нашего государства. Думаю, что подвиг Ивана Осиповича Сусанина можно назвать началом становления этой династии.

 

На одном из внеклассных мероприятий в воскресной школе, посвященном «400 летию династии Романовых», впервые услышал о подвиге Сусанина и решил побольше узнать об этом простом русском человеке.

 

Из глубины веков встает перед нами светлый образ русского крестьянина, отдавшего жизнь за родную землю.

 

Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино. Согласно преданиям, родом Сусанин был деревни Деревеньки.

 

Протоиерей А.Д.Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым узнал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой.

 

Грамота царя Михаила Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается Царская грамота царя Михаила Романова от 30 ноября 1619 года на имя зятя Сусанина – Богдана Сабинина. В грамоте не дается подробного описания подвига. Грамотой оформляется акт владения землей и освобождения потомков Сусанина от всех налогов и повинностей.

 

Для крестьянина, жившего в то время, такая жалованная грамота была высшей наградой, так как обеспечивала крестьян наделом земли, освобождала от налогов и разных повинностей.

 

В дальнейшем эта грамота была подтверждена царскими указами в 1633, 1644, 1691, 1767, 1837 г.

 

Потомки Ивана Сусанина освобождались от всех налогов, а дела их деревни впоследствии рассматривались как государственные. Эти указы подтверждают, мысль о том, что защита Отечества – всегда было делом государственным.

 

В 1767 г. О подвиге Сусанина упомянул Епископ Дамаскин в приветственной речи в честь Екатерины II, приезжавшей в Кострому.

 

Данные о жизни и подвиге костромского крестьянина встречаются в книгах: Н.Васькова «Собрание исторических известий, относящихся до Костромы». /М.1792 г./; «Географический словарь» Щекатова /1804 г./; А.Домнинский «Правда о Сусанине», Н.В. Борисов «Они повторили подвиг Сусанина» /1979 г./

 

В чем же подвиг Сусанина?!!

 

Иван Осипович Сусанин более 20 лет был старостой в селе Домнино. Слыл он человеком добрым и справедливым. У него была дочь Антонида и находились на воспитании двое мальчи‑ков-сирот: Богдан (впоследствии стал его зятем) и Ваня. Выдав Антониду замуж, Сусанин поселился с дочерью и зятем Богданом Сабининым в Деревнищах (другое название — Деревеньки) Костромского уезда Шачебольского стана. Село Домнино было вотчиной Михаила Романова и матери-инокини Марфы. Там они думали «пересидеть» тревожные месяцы Смутного времени. Но родовая вотчина оказалась небезопасным местом. В самом начале 1613 года Михаил едва не погиб.

 

В Москве было неспокойно. Интервенты старались разыскать царя, чтобы убить его, а на русский престол посадить своего ставленника, уничтожить православие, насадив католицизм.

 

Изгнание захватчиков народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского из Кремля стало лишь первым шагом к прекращению Смуты. За ним должен был последовать второй шаг – избрание нового царя «всенародного»; его всенародность являлась бы залогом того, что никакой самозванец-авантюрист больше не сможет смутить русских людей.

 

Для избрания такого царя созвали в начале 1613 г. Земский Собор. На нем присутствовали 800 представителей от всех сословий из 58 городов. Рассматривалось более 10-ти претендентов на русский престол; окончательно остановились на кандидатуре 16 летнего Михаила Романова.

 

Великое посольство, сформированное Собором, отправилось с грамотой к царю Михаилу, местонахождение которого было тогда неизвестно.

 

Между тем, Михаил находился на волосок от гибели. Одна из польских шаек прослышала о решении Собора и, задумав пленить юного царя, отправилась искать Домнино. Спас Михаила староста Иван Сусанин.

 

Интервенты старались разыскать царя, чтобы убить его. Однажды отряд численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на деревню Деревеньки, что в трех километрах от Домнино. Непрошеные гости ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника. Нагрянувшие вражеские всадники потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

 

 

К радости захватчиков, Сусанин наконец согласился быть проводником. Он решает погубить ненавистных врагов. Когда рассвело, старик повел неприятельский отряд. Пройдя от Деревеньки вниз по реке Корбе версты три глухой лесной дорогой, ныряющей из оврага в овраг, он повернул к маленькой деревне Перевоз, расположенной при впадении Корбы в Шачу. Из этой глуши можно было выбраться только продолжая путь на юг или свернув на запад: на востоке, вверх по Шаче, начинались непроходимые чащи. На вид местность здесь была весьма обманчива. Издали кажется, что Шача течет по прекрасным лугам, извиваясь между зубчатыми стенами хвойного леса. Но эти луга так зыбки и топки, что редко когда, разве только в очень сухое лето, крестьяне косили тут осоку. Ее приходилось метать на подмостки и вывозить уже зимой, после крепких морозов. Еще более обманчив был лес. Только старый охотник, проложивший в этом лесу свои никому не известные тропки, решался углубляться в его чащу. Среди вековых елей тут на каждом шагу попадались «окна» — глубокие, наполненные водой и укрытые зарослями осоки ямы. Немало было в лесу заманчивых на вид полянок. Но стоило человеку выйти на одну из них, как трясина моментально его засасывала. Эта черная лесная топь тянулась верст на десять, подступала к самому селу Исупову, почему и называлась Исуповским болотом. Вот тут-то, по народному преданию, и совершил свой подвиг Иван Сусанин. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный веревками к двум лошадям, никак не мог выбрать момент. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за- ним шляхтич, державший веревку. Вдруг, старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними подоспело несколько поляков. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.

 

— Ты обманул нас! — кричали они, окружив проводника.

 

— Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете,— сказал Сусанин.

 

Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим.

 

Шляхтичи набросились на него и изрубили саблями.

 

Возможный путь Ивана Сусанина с интервентами

 

К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших захватчиков, а затем обнаружили и тело Сусанина. Похоронили старосту сначала под Домнинской церковью, а затем прах перенесли на территорию Ипатьевского монастыря.

 

Долгое время место совершения подвига Ивана Сусанина было неизвестно. Совсем недавно появилась информация, будто археологи нашли в окрестностях села Домнино около 40 человеческих скелетов, и среди их фрагментов, некоторое количество католических и один православный крест; при исследовании останков определили их возраст – примерно 400 лет. Так возникла версия, что обнаружено место расправы поляков над Сусаниным.

 

В знак памяти односельчане соорудили сусанину первоначально деревянный памятник, позже заменили каменным, работы В.И. Демут-Малиновского: Торжественное открытие монумента состоялось 14 марта 1851 г. во время посещения Костромы Николаем I.

 

 

На кубическом пьедестале с рельефным изображением гибели знаменитого крестьянина стояла круглая гранитная колонна, завершающаяся бюстом царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха. Рядом с колонной, на том же пьедестале застыл в коленопреклоненной позе Иван Сусанин.

 

В 1918 г. «неправильный», с точки зрения марксисткой историографии, памятник демонтировали.

 

Новый памятник Сусанину воздвигли в 1967 г. на Сусанинской площади в Костроме. На постаменте выбито «ПАТРИОТУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

В 1988 г. на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анферово, был установлен памятный знак – огромный валун с надписью «Иван Сусанин 1613 г.»

 

 

Совсем недавно из телепрограммы телеканала «Союз» я узнал о том, что в честь 400 летия Династии Романовых и 400 лет подвига Ивана Сусанина в Костроме воздвигнуты два новых памятника – царю Михаилу Романову – положившему начало 3-х векового правления династии Романовых и простому крестьянину Ивану Сусанину, спасшему Отечество от иноземных захватчиков.

 

Сочинение мне хочется закончить словами татарского поэта Мусы Джалиля: «Умирая, не умрет герой, - мужество останется в веках». Доказательством этому являются свидетельства о том, что в XVII веке и последующих столетиях у Сусанина были последователи.

 

В октябре 1812 г. подобный подвиг совершил на смоленской земле крестьянин Семен Шелаев, погубивший большой отряд армии Наполеона.

 

В грозные годы гражданской и Великой Отечественной войны русские патриоты повторили подвиг своего соотечественника. Только в период Великой Отечественной войны повторили подвиг Сусанина более 250 человек. По его примеру заводили многочисленные отряды врагов в болотные трясины, в лесные непроходимые дебри, на минные поля. Из книги Н.В.Борисова «Они повторили подвиг Сусанина» я узнал, что на подобные подвиги шли люди различных национальностей, вероисповеданий, возраста и профессии. Все они беззаветно любили Родину и ненавидели ее врагов.

 

И хотя условия, в которых совершались такие подвиги, были различными, цель была одна – помочь нашему народу достичь победы над врагом, спасти от гибели беззащитное население.

 

Имя Сусанина стало символом величия духа и самопожертвования. Подвиг его заключался в том, что он не только спас жизнь одному из первых царей династии Романовых Михаилу Федоровичу, но и спас Православие на Русской Земле, защищая Русь от католицизма.

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь