«Церковь и армия. Священники на поле боя»
«Нет больше той любви,
аще кто положит душу свою за други своя»
(Ин. 15, 13
)
На одном из занятий в воскресной школе мы изучали тему: «Православное понимание патриотизма». Я узнала о том, что Святая Церковь признает войну большим злом, но не запрещает чадам своим участвовать в боевых действиях, если эти действия связаны с защитой своих земель, с защитой ближних, веры Православной, с восстановлением справедливости.
О том, как Церковь влияла и влияет на армию, какие взаимоотношения церкви и армии, как участвовали священнослужители в боевых действиях, мне захотелось узнать и написать в своем сочинении.
За свою многовековую историю Православная Церковь всегда радела за процветание Земли Русской, за духовность народа, за привитие любви к своему Отечеству. Своим словом проповеди наставляла людей на совершение ратных и трудовых подвигов.
Церковь уже в древние времена была опорой государства и армии. Во времена правления Дмитрия, впоследствии Донского, роль церкви в жизни армии и государства особенна видна. К тому времени народ устал от разногласий, раздоров и междоусобиц, был на грани духовного оскудения, порабощения. Святой преподобный Сергий Радонежский своим примером духовной чистоты смог поднять дух Русского народа. В XIII-XIV веках великое испытание выпало на долю русского народа. Грозной тучей надвинулись на Русь Святую полки ордынские во главе с богомерзким нечестивцем Мамаем. И было разбойников с ним «несметное количество». Ходили слухи, что одолеть эти полчища в честном бою своею силою было невозможно. Нужна была великая сила духа, помощь Свыше.
Князь Дмитрий пришел к Сергию Радонежскому за благословением на ратный подвиг на Поле Куликовом.
Преподобный благословил и дал ему двух монахов-богатырей Андрея Ослябю и Александра Пересвета. Им предстояло сразиться в поединке с любимым батыром Мамая Челубеем. По сказанию Челубей был непобедим: 300 боёв, и во всех – победа!
Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, а воин Христов, наделенный Божией силою.
Помолившись за Божественной Литургией, преподобный старец Сергий окропил святою водою воинство Дмитрия, благословил князя крестом святым, напутствуя: «Иди господин, помянув Бога. Господь Бог да будет помощником и заступником». А монахам своим Андрею и Александру дал нетленное оружие: Крест Христов, нашитый на схимах. И повелел носить схимы вместо шлемов.
Монахи были немолоды, но еще сильны. В былые времена слыли они великими и знаменитыми наездниками. Во время боя Андрей гнал сотню, а Александр – две.
Татарская орда и Русская рать встретились на Поле Куликовом, между речками Непрядвою и Доном. Сверкают начищенные кольчуги, копья и шлемы. Храпят кони. Слышны клики всадников. Вот уже первые полки идут. Ведут их русские князья Смоленские Дмитрий и Владимир, Микула и Тимофей.
Темные полчища врага ползут, как тень с двух сторон. От их множества нет им места расступиться. Нашей рати гораздо меньше. Уже близко сходятся сильные полки…
Выехал злой Челубей из полку татарского, показывая своё мужество на виду у всех, потрясая оружием перед русскими рядами. И был он всем страшен зело.
Инок Пересвет, помолившись и попросив прощения у всех, обратившись к князю Дмитрию со словами: «Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными», - выехал навстречу злодею.
И заплакали князья великим плачем и все русское воинство вместе с ними, прося помощи ему Господа и Пречистыя Богородицы и всех святых, как в древности Давиду на Голиафа.
И пали оба на землю мертвыми. После поединка смертного сшиблись сыновья Русские с сильною ратью басурманскою, загремели мечи булатные, летящий град стрел нарушил тишину.
И обагрилась трава кровью честных воинов Русской Земли.
Бытописатель о той битве сказал так: «Бысть брань крепкая и сеча зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество бесчисленно от обоих сил».
Русская рать победила коварного и сильного врага. На Поле Куликовом, Великом Поле, обильно политом русскою кровью и засеянном телами погибших ратников взошла Первая Русская Слава Руси.
Пусть знают и запомнят все интервенты-агрессоры: «Кто поднимет меч, тот мечем и падет» бесславно.
Примечателен и тот факт, что личным телохранителем святого благоверного князя Дмитрия Донского был дворянин Бренко, на Куликовом поле надевший на себя доспехи Дмитрия Донского, чем обратил на себя основные попытки басурман погубить нашего князя. Бренко стал родоначальником рода Брянчаниновых, который дал Отечеству в XIX веке одного из выдающихся святых – святителя Игнатия Брянчанинова.
В начале 17 века, во времена Лжедмитрия, огромную роль в освобождении Москвы от поляков сыграл святейший Патриарх Ермоген. Он, будучи в заточении, защищая Веру нашего Отечества от иноверия католического, умирая от голода, благословил народное ополчение Минина и Пожарского, прибавив, чтобы они взяли Казанскую Икону Божией Матери и с ней шли на освобождение. Такое благословение очень сильно подняло дух народных ополченцев.
Русская Православная Церковь понимала, что исход войны, любого сражения во многом зависит от Воли Божией. В полках были военные священники, которые не только совершали богослужение, но и влияли на свою паству личным примером твердости духа, стойкости в исполнении воинского долга. Особенно велика была роль военного священника во время сражений. Он должен был находиться на самых трудных участках, быть способным поддерживать в солдатах надежду на помощь Божию и свои собственные силы, поддерживать в них патриотический настрой, героизм.
Они должны были уметь оказать медицинскую помощь; вселять надежду в тяжелораненых. А после боя докладывать командованию об особо отличившихся, отпевать и хоронить погибших, оказывать материальную помощь семьям погибших.
Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов был убежден, что молитва привлекает помощь Божию. Своим солдатам он говорил: «Молись Богу, от Него победа». Полководец ни одной битвы не начинал и не заканчивал без молитвы. Перед битвой, помолясь Богу и благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности перед Богом, Царем и Отечеством. Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. Каждую победу, каждую удачу приписывал он Господу и тотчас спешил в церковь, где пел с певчими на клиросе и читал Апостол.
Один из батальонов Полоцкого полка в бою с турками за Измаил потерял своего командира. Солдаты заколебались, пришли в замешательство. Увидев это, полковой священник поднимает высоко крест и ведет солдат в атаку на турок. Солдаты бросаются вперед, и все падает под их штыками. Измаил взят! А на следующий день этот же священник-герой ведет торжественное Богослужение в честь разгрома и падения последней твердыни турок на Дунае.
Чудеса героизма на полях сражений проявляли не только профессиональные воины, казаки, партизаны. Не менее отважно и самоотверженно вели себя полковые священники. Случаев, когда иереи проявляли бесстрашие и личное мужество в боях за Веру, Царя и Отечество, достаточно много. Только в Отечественной войне 1812 года, по архивным материалам, принимали участие 244 полковых священника. Более пятнадцати из них погибли и скончались от ран.
Примером мужества и героизма является жизнь молодого священника 19-ого егерского полка отца Василия Васильковского. В 1812 году ему было 34 года. В первый раз он отличился в сражении под Витебском 15 июля 1812 года. Там разгорелся тяжелый бой, который продолжался с раннего утра до самого вечера. Отец Василий с самого начала сражения находился впереди своего полка, исповедовал и причащал умирающих. Во время боя священник был ранен, потерял много крови, но поле битвы не покинул и продолжал вдохновлять солдат. Внезапно отец Василий почувствовал сильный удар в грудь, пуля попала в середину креста на его груди. Это спасло ему жизнь, но полученная контузия заставила его покинуть поле боя. Вскоре, едва поправившись, он снова вернулся в свой полк, деля с ним тяготы и славу.
Шла осень. Французы отступали. Армия Михаила Илларионовича Кутузова преследовала отступающие войска Наполеона. Шли жестокие бои под Малоярославцем. Отец Василий снова впереди солдат, вдохновляет, поддерживает, поощряет поражать врагов за веру, Государя, за Отечество. Раненого в голову, его выносят с поле боя. О подвиге священника М.И. Кутузов лично доложил императору Александру I, который распорядился наградить отца Василия боевым орденом святого Георгия IV степени. Это был первый случай, когда такой высокой награды было удостоено духовное лицо.
В том же бою принял смерть как воин полковой священник 6-ого Егерского полка Иванов. На теле героя было 19 штыковых ран, от которых он скончался.
В Бородинском сражении показал мужество и отвагу протоиерей Московского гренадерского полка Мирон Орлеанский. Во время сражения под пушечным огнем он шел впереди гренадерской колонны. Несмотря на сильную контузию бедра левой ноги, он остался в строю и продолжал службу. Принимал участие в освобождении Русской земли от захватчиков. Имя его увековечено на Бородинском памятнике 2-ой гренадерской дивизии в честь победы над французами.
Роль Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года была значительной. Об этом говорят факты непосредственного участия духовенства в основных событиях войны. Священнослужители проводили работу не только по организации борьбы с врагом, но и заботились о сохранении культурных ценностей страны, достояния храмов, монастырей.
Одну из главных ролей Святая Церковь видит не только в поднятии духа при защите, но и духовно-нравственном воспитании воинов. Это проявлялось в поведении солдат и офицеров на территории врага. Когда Русские войска подходили к Парижу, французы думали, что солдаты начнут мародерства, насилие, убийства. Но когда войска вошли в Париж и Франция объявила о капитуляции, мирные граждане Франции были поражены культурой и воспитанием не только офицеров, но и солдат. Наши офицеры расплачивались за обеды в ресторанах. Поведение армии не территории врага всегда говорило о ее духовно-нравственном состоянии. Французы, когда шли по Европе на Москву, устраивали мародерства, насилие, грабеж, убийства. Армия же Русских войск проявляла поистине христианское мировоззрение.
В войнах, которые приходилось вести России, мужество, героизм были нередкими. Многие из них в критический момент боя со Святым Крестом в руке шли впереди солдат, увлекая их на противника. Сражались и погибали, как герои.
В 1848 г. начал служить священником в Костромском егерском полку Иоанн Пятибоков. Полковой батюшка завоевал любовь и уважение однополчан, так как никогда не робел в бою и никогда не склонял голову перед вражескими пулями. Когда его упрекали в «излишней» храбрости, он непременно заявлял, что не может кланяться басурманским пулям, так как привык это делать только перед святыми иконами. В ходе венгерской кампании был назначен священником в Могилевский пехотный полк. В марте могилевцы форсировали Дунай и стали штурмовать турецкие укрепления. Много офицеров было убито и ранено в этих кровопролитных боях. Когда под огнем вражеской артиллерии солдаты дрогнули, смешались, атака захлебывалась, перед полком с крестом в руке появился отец Иоанн. С призывом «С нами БОГ! И расточатся врази его! Родимые, не посрамим себя!», пошел на врагов. Солдаты устремились за батюшкой. Укрепления были взяты. Одним из первых на турецкие укрепления взошел отец Иоанн, получивший в ходе боя две контузии. На нем был крест с отбитой пулей правой стороной и изрешеченная шрапнелью епитрахиль. За этот подвиг отец Иоанн был награжден орденом Святого Георгия. Он стал третьим священником, награжденным этим орденом.
Захваченные турками в плен солдаты умирали мученической смертью. Среди таких был иеромонах Серафим Гугменский. Ему отпилили голову, насадили ее на копье и показывали турецкому полчищу.
Войны XX века – Русско-японская, Первая мировая, Великая Отечественная – дали еще множество примеров героизма военных пастырей.
Священник 11-ого Восточно-Сибирского стрелкового полка Стефан Щербаковский в бою под Тюренченом благословил стрелков и с пением «Христос Воскресе!» пошел в атаку во главе знаменной роты. Был ранен. Награжден орденом Святого Георгия.
Священник крейсера «Варяг» Михаил Руднев во время боя бесстрашно ходил по палубе, залитой кровью. Напутствовал умирающих, оказывал помощь раненым, воодушевлял сражавшихся.
В октябре 1914 г. в Черном море немецкий крейсер атаковал русский минный заградитель «Прут», который не мог противостоять крейсеру. Было принято решение затопить корабль, но корабельный священник восьмидесятилетний иеромонах Василий не покинул родной корабль, а предпочел с ним погибнуть, до конца благословляя под шквалом неприятельского огня матросов и офицеров на отходящих шлюпках.
Так умирали православные служители Русской Церкви Христовой.
В ходе первой мировой войны погибли более 30 священников, около 400 были ранены и контужены.
До 1917 года не было посмертного награждения, поэтому главной наградой погибшим в боях священникам стала светлая память об их подвигах. Для особо отличившихся в боях священников на Руси была учреждена специальная награда – золотой наперсный крест на Георгиевской ленте.
В первой мировой войне участвовало более 5000 священников. Из них 1200 человек за проявленный героизм были награждены государственными наградами: золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, орденами святого Владимира, святой Анны разных степеней.
Русская Православная Церковь внесла весомый вклад в дело борьбы с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Время было безбожное. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руках и молитвой на устах. Они не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, но получали еще и награды.
Почти 40 священников были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Более 50-ти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков медалью «партизану Великой Отечественной войны».
Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны вступил добровольцем в ряды Красной Армии, стал гвардии старшиной. Дошел до Праги. Был награжден орденом Красной звезды, медалями «за отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После войны вернулся к служению в сане и в 1948 г. был назначен руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Многие священнослужители уходили на фронт после тюрем, ссылок, лагерей. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Пимен, дослужился на войне до звания майора. Посвятить себя служению Богу решили многие воины, которым Господь сохранил жизнь в пекле войны.
Особо трудная роль выпала священникам Псковской православной миссии на оккупированной территории. Священнослужители помогали партизанам и бежавшим из военного плена. Многих священников этой миссии расстреляли фашисты, заживо сожгли вместе с жителями сел в своих храмах. За храбрость и подвиги награждены орденами и медалями многие посмертно.
Прочитав материалы о роли Церкви и священников в годы, когда русской армии приходилось воевать, я поняла, что Церковь и армия являются неразлучными с древнейших времен и по сегодняшний день. Служители Русской Православной Церкви, военное духовенство всегда с честью выполняло свое предназначение: воспитывало в солдатах любовь к своему Отечеству, мужество и стойкость, нередко показывало пример рыцарской храбрости, учило солдат безропотно переносить все тяжести армейской службы, храбро сражаться и щадить побежденного врага. Священники делили с воинами все тяжести войны, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли воинов от озверения и ожесточения. Пастыри вместе с воинством мужественно принимали смерть, отдавали жизнь за Отечество, за свободу и независимость, за веру православную, за народ, «за други своя». Вечная память им за это!
Я надеюсь и верю в то, что «яркий свет беспримерного подвига не померкнет в грядущих веках».
Еще я радуюсь тому, что в наше время восстанавливается былая связь Русской Православной Церкви и армии.
Рассказать: |