Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

«Техника духовной безопасности» - первое православное пособие «в картинках»

«Техника духовной безопасности» - первое православное пособие «в картинках»

Настоятель храма Иоанна Кронштадтского прот. Артемий Литвинов стал прототипом главного героя, автором идеи и текста сборника

 

 

Первое православное пособие для молодежи «Техника духовной безопасности» было представлено на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. По словам представителей СМИ, у которых возник большой интерес к новому изданию, выглядит пособие как сборник комиксов, а его главный персонаж напоминает им героя «Матрицы».

Идея пособия принадлежит молодому священнику — протоиерею Артемию Литвинову, он же настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в деревне Колтуши Выборгской епархии и председатель отдела по делам молодежи епархии. Он же и автор текста. Сюжет сборника (а будут еще и другие, обещает отец Артемий) прост: служительница выгоняет из церкви старшеклассников из-за неподобающего внешнего вида. С вопросами они обращаются к священнику в школе, который и разбирается в конфликтной ситуации. Создатель проекта подчеркивает: это первый в Русской православной церкви иллюстрированный журнал-пособие. Отец Артемий работает с молодежью 12 лет, защитил диплом психолога и преуспел как автор нестандартных религиозных инициатив, таких как, например, первое православное соревнование по картингу.

— Первый православный комикс увидел свет... Почему для него выбрана эта тема?

— Я бы не стал это называть комиксами! Это иллюстрированное пособие. Наша цель не развеселить людей, а донести информацию. Мы рассказываем историю с помощью картинок.

Моя практика показывает, что внешний вид в храме — по-прежнему проблема для молодежи. Только зайди в храм где-нибудь в глубинке — там быстро объяснят, как надо себя вести.

— Так комикс это и есть история в картинках.

— Когда возникла идея, я в первую очередь вспомнил инструкцию безопасности в самолете. Потом я узнал, что в Финляндии переводят в рисунки историю своего государства, а все потому, что молодежь перестала читать, а рисунок легче воспринимается. Да и вообще, что такое книжка без рисунков?

Моей задачей было подать информацию понятно и так, чтобы она запоминалась. Все, что описано в журнале, произошло со мной. Цитаты взяты из жизни. Изображений конкретных святых и икон мы намеренно избегали, чтобы особо верующие не увидели в этом кощунства. Хотя есть ведь православные мультики... Правда, я не знаю, как эти люди к ним относятся. В общем, создавая журнал, я учитывал возможные мнения.

— Название «Техника духовной безопасности» непривычно и ассоциируется с ОБЖ (школьный предмет «Основы безопасности жизни»).

— Так уж непривычно? Еще у Бердяева появляется эта формулировка. Я и передачи на радио с таким названием вел, и это никого не смущало. Эти слова указывают на практику: я не философствую и не лью воду, а даю советы. Да, как на уроке ОБЖ. Журнал дает практические советы неопытному человеку, как путеводитель туристу. Это инструкция. Знаете, когда я работал в школе педагогом-психологом (а у меня второе образование психолога), на факультативе для детей рисовал схему, в которой показал, как ориентироваться в храме. Поэтому, наверное, и история в журнале похожа на квест. Квест-инструкцию.

— Вы сказали, что сюжет первого выпуска подсказан вашим собственным опытом...

— Да, такое случилось, когда я заходил в храм как прихожанин. А в храме женщина полы мыла — не узнала меня и выгнала. Не разрешила свечи поставить, загородила проход, потому что «долго убираться». Был и другой эпизод, когда мою тещу бабулька выгнала из храма с формулировкой: «Когти состриги!» — и протянула ей ножницы. Как тут привлечь молодежь в храмы? С хамством пытаюсь бороться и провожу с сотрудниками беседы. Проблема одежды рулит. В следующих выпусках можно рассказать о разновидностях суеверий из разряда «ОБС» («одна бабка сказала»).

— В журнальном сюжете фигурируют подростки-старшеклассники и священник отец Константин, который объясняет в школе православный этикет. Вы передали свой опыт юным персонажам или священнику?

— Отец Константин как раз переживает все то, что пережил я. Но он ближе молодежи, смелее, чем я. Он за здоровый и спортивный образ жизни — мы и кроссовки ему нарисовали. А у меня вот со спортом не сложилось. Константин современен, не оторван от реальной жизни и готов выслушать нападки и ответить на вызовы. При этом не опускается до уровня подростков, переходя на сленг. Он "на одной теме" с молодыми, но остается священнослужителем. Его цель — выслушать, помочь, указать, поддержать. Наставник и друг. Молодые к нему прислушиваются.

— Многие реплики отсылают к фильму "Матрица", да и стиль главного героя тоже...

— Мы так и хотели! И шутки оттуда. Я много раз смотрел этот фильм. Меня называли Нео, когда я приходил в школу: дети впервые видели священника в подряснике. Мой проект молодежный, молодежь его и разрабатывала. Не все молодые священники поддерживают мои начинания, считая, что молебны и крестные ходы более привычны и правильны, так как «не развлекают» молодежь.

На реализацию идеи ушел год. Мне нашли художника — первокурсника Академии художеств Ивана. Ему идея показалась оригинальной. Родители Ивана верующие, сам он не прихожанин, в крестных ходах не участвует. Ваня пригласил второго художника — Лизу, тоже студентку. Иван рисовал себя. А Елизавета себя рисовать отказалась. И я не захотел, чтобы меня рисовали: зачем окормлять тщеславие? Храм на рисунках списан с нашего храма в Колтушах. Лиза подсказала: «Я знаю, как одеть героиню, чтобы вызвать раздражение у бабушки». Мини-юбка, топик — слегка вызывающе, но все как в жизни.

— Сложно завоевывать молодежь?

— Я 12 лет занимаюсь молодежью, руковожу отделом по делам молодежи Выборгской епархии, до этого был руководителем отдела по делам молодежи Северо-Западного округа. У меня здесь не было сложностей. Свой священнический путь я начал с глухого села в Саратовской области. Это 80 км от Казахстана. То есть с 22 лет я руководитель. Было страшно: молодую семью забросили на освоение «духовной целины». Вокруг курды, казахи, напротив храма построили мечеть. Ситуации были разные, но я выжил! Мы прожили там 4 года, потом меня перевели на 20 км выше, но там было так же. И тоже прожили 4 года. Строили храмы. Когда я учился в семинарии, в связи с женитьбой перешел на заочное отделение, попросился в Саратов — там были места для службы.

— В своем приходе для молодых вы авторитет?

— Молодые ребята удивляются, что священник не инопланетянин. Сейчас проблема личного общения стоит достаточно остро. И когда работал в школе, заметил: детям не с кем поделиться.

Психолог зачастую протеже директора, потому сразу сдаст, для ребят остаются соцсети, YouTube, группы своих. Моей задачей в школе было не вынуждать к молитве, а дать новую точку зрения, чтобы ребята из-за неудачного опыта не закрыли для себя церковь. Психологическое образование мне понадобилось как... таблица умножения.

— Пользуетесь соцсетями?

— В соцсетях меня нет, зато я веду канал в YouTube и горжусь этим. И веду свой сайт. У нас очень крутой сайт!

— У вас еще была серия чехлов для гаджетов... Что это за история?

— Я разработал дизайн подарочных чехлов для гаджетов, которые подарил молодым активным прихожанам от епархии. Мы избегали изображения икон и крестов. Чехлы были украшены цитатами из Священного Писания и трудов патриарха, изображением крепости Выборгской епархии. Не ожидал такого хайпа! Многие захотели купить такие же, так что пришлось объяснять, что к бизнесу мы отношения не имеем.

— Кто финансировал ваш журнальный проект?

— Выборгская епархия. Мы выпустили 1000 экземпляров, но они не для продажи — часть раздам молодежи нашей епархии. Многие руководители епархий просили прислать им журнал.

В мае пройдет фестиваль комиксов «Микрокомикон», может быть, мы будем в нем участвовать. С предложением об издании уже обратилось одно издательство, которое занимается комиксами. Журнал — входной билет в молодежную субкультуру. Думаю, осилю подготовить 10 журналов. Мы первый номер делали пять месяцев, у художников нет времени.

— Как вы относитесь к критике?

— Я — за критику! Видели журнал мои дочки. Старшей 9 лет, ей понравилось. Жена тоже читала, оценила. Коллеги были в шоке — для многих это революционная идея. А есть и такие, кто устал от крестных ходов и молебнов за браки. В общем, все ждут.

— Что в творческих планах? Наверняка на журнале не остановитесь...

— Я люблю создавать новое. Мечтаю создать первое православное приложение и православную игру для телефона, но для этого нужен почти миллион рублей. Буду собирать через краудфандинг. Я и на журнал так деньги собираюсь искать: дело затратное, надеюсь на помощь благотворителя. О журнале пока никто не знает. А благотворитель нам и сейчас помогает — строит современный православный центр в Колтушах.

Беседовала Мария Башмакова, журнал «Огонек»,

художники: Иван Андреев, Елизавета Фролова,

фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ».

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь