Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

«Не удостоив вниманием начальство, прошел в самый конец толпы, к бедной многодетной вдове»

«Не удостоив вниманием начальство, прошел в самый конец толпы, к бедной многодетной вдове»

 

Из исследовательской работы «Пребывание Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде Саратовской губернии»

 

 

 

Всегда ищите добра - и друг другу, и всем.

Иоанн Кронштадтский.

 

Первое посещение Царицына

 

В наиболее популярной в то время газете «Волжско-Донской листок», в № 1460 от 3 июля 1894 года, подробно излагались обстоятельства пребывания протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) у берегов Царицына.

 

Рыбинская купчиха Липовская в том же 1894 году или годом ранее обратилась к батюшке Иоанну с просьбой исцелить ее больного сына. После молитв великого русского подвижника ребенок стал здоровым, и в благодарность купчиха наняла в обществе «Самолёт» отдельный пароход (как проведали пронырливые журналисты, за 300 рублей в сутки) и предложила Иоанну Кронштадтскому отдохнуть на нем летом во время поездки вниз по Волге.

 

Все православные, читавшие когда-либо житие святого Иоанна Кронштадтского, знают, каким напряженным был труд праведника. Ежедневно он совершал Литургию, во время которой храм, рассчитанный на пять тысяч прихожан, не вмещал всех желающих помолиться. Одно причащение длилось по два-три часа – столько было жаждущих сочетаться со Христом. «Без причастия я умираю», - говорил отец Иоанн, и вслед за ним эти слова повторяли его ученики и соратники.

 

Со всей Руси тянулись в Кронштадт паломники. Тысячи людей приезжали ежедневно, на почте пришлось открыть специальное отделение для корреспонденции чудотворца. Никого не забывал русский подвижник, каждому оказывал помощь, давал советы, отвечал на вопросы. Конечно, он нуждался хотя бы в кратковременном отдыхе. Но батюшка решил, что в некоторых городах на Волге он все же будет останавливаться, служить Литургию.

 

Пароход «Отважный», на котором от Ярославля отправился по Волге отец Иоанн и сопровождающие лица (среди них была и купчиха Липовская с сыном), неторопливо плыл от одного волжского города к другому. Вскоре он прибыл в губернский центр Саратов, где Иоанн Кронштадтский сошел на берег и в соборе вместе с епископом Саратовским и Царицынским Николаем (Налимовым) отслужил Литургию. 30 июня из Саратова была послана телеграмма о том, что батюшка направляется в Царицын, где будет тоже служить.

 

Утром 1 июля пароход «Отважный» совершает стоянку в Дубовке. Из рассказа протоиерея Сергия Ермакова, настоятеля Покровского храма г. Дубовки, мы узнали, что к приезду известного Кронштадтского пастыря местное градоначальство готовилось долго. Набережная была покрыта коврами, был приготовлен пышный обед. Городское население выстроилось согласно чину: градоначальник, купцы, торговцы, а самое бедное - оказалось в конце этой длинной очереди. Когда батюшка спустился с палубы корабля, он, не удостоив начальство города своим вниманием, прошел вдоль улицы Московской в самый конец толпы, к бедной вдове с 6-7 детьми и протянул ей мешочек с деньгами, а затем вернулся на свой корабль, так и не сказав никому ни слова.

 

Следующий остановкой парохода стал Царицын. Телеграмма пришла поздно, но радостная весть облетела город быстро. На следующее утро массы народа заполнили берег возле пристани конторы общества «Самолёт». Около 10 часов утра 1 июля показался «Отважный». Сразу он пристал у Соляной пристани, рядом с нынешним музеем-панорамой «Сталинградская битва». Там стояла баржа для налива нефти, около нее и остановился пароход с Батюшкой. Тут же от самолётской пристани отвалил небольшой пароход «Черемис», на борту которого находились городской голова А. М. Шлыков, председатель правления Дома трудолюбия В. Ф. Лапшин, священник Петр Строков и некоторые другие царицане. Они обратились к отцу Иоанну с просьбой сойти здесь на берег, но получили категорический отказ. Возможно, упоминание в газетах об этой категоричности и послужило в дальнейшем основанием для предположения о нежелании Кронштадтского пастыря вообще встречаться с жителями нашего города.

 

Когда «Черемис» вернулся к пристани общества «Самолёт» и известие о том, что батюшка Иоанн не сойднт на берег, было получено собравшимися там людьми, на пароходик погрузились представители царицынского духовенства и дети, желающие получить благословение у Кронштадтского подвижника. «Черемис» был переполнен: на нем находились благочинный г. Царицына протоиерей Андрей Флегматов, священники Арсений Соколов, Семен Кузьмин, Иоанн Еленский, игуменья подворья Балашовского монастыря Мария, подопечные из приюта при Покровской церкви. На пароходик принесли и лежащего практически без движений больного священника Иоанна Дроздова, бывшего регента архиерейского хора.

 

Пока вся эта делегация садилась на «Черемис», пока он оторвался от берега и начал движение вверх по Волге, пароход «Отважный» уже отчалил от Соляной пристани и двинулся к югу. Вскоре оба судна встретились, притормозили, сблизились бортами, и члены делегации царицан перебрались с «Черемиса» на пароход к батюшке Иоанну. Кажется, приютянки не пересаживались на «Отважный», так можно понять содержание заметки в газете. Корреспондент «Волжско-Донского листка» отмечал, что расслабленный священник Дроздов был пересажен с большим трудом, но Иоанн Кронштадтский сразу же подошел к нему, возложил на больного руки и помолился о его исцелении.

 

Среди членов царицынской делегации был и помощник пристава второй части города Аркадьев, который обратился к отцу Иоанну со словами благодарности за исцеление, которое, видимо, произошло во время поездки этого человека в Кронштадт или в результате обращения по почте.

 

Тем временем отец Андрей Флегматов снова обратился к Кронштадтскому протоиерею с просьбой посетить Царицын, но отец Иоанн ответил, что не может этого сделать. Поняв, что решение окончательное, благочинный решил в то небольшое время, пока он будет на корабле, познакомить подвижника с жизнью православного Царицына. Разговор начал батюшка Иоанн. Он сказал, что заметил среди жителей города уважение к пастырям, высокую религиозность. Отец Андрей подтвердил, что в Царицыне сектантов немного. Это известие порадовало Кронштадтского чудотворца.

 

Протоиерей Флегматов был известным местным историком Церкви, проповедником. Именно в 1894 году в царицынской типографии госпожи Е. Г. Жигмановской вышла в свет его книга «Поучения на разные дни, речи и заметки», но, скорее всего, она появилась уже после отъезда отца Иоанна, поскольку в заметке о его пребывании у берегов Царицына об этой публикации не упоминается. Но материалом благочинный владел хорошо, поэтому он рассказал о том, что в городе много древних церквей. Внимательно выслушав рассказ, батюшка Иоанн сказал: «У меня на родине на реке Суре есть церковь, которой 300 лет, но теперь в ней уже не служат».

 

В разговор вступила игуменья Мария. Она пожаловалась, что царицынские власти отказывают ей в выделении земли, необходимой для сооружения ограды монастыря. Иоанн Кронштадтский сказал, что нужно только терпение, дело может разрешить только город.

 

Кто-то из приехавших сказал, что в Царицыне много больных, которые жаждут исцеления. На это батюшка произнес: «Господь их исцелит. Нужно иметь веру и молиться с усердием».

 

Нужно было прощаться. Члены делегации подошли под благословение Кронштадтского пастыря, он вручил им маленькие образки. Четыре образка досталось царицынскому полицмейстеру П. Н. Подъяпольскому. Гости покинули корабль отца Иоанна.

 

Пароход у самой самолётской пристани сделал оборот и прошел медленным ходом мимо собравшихся на берегу. Отец Иоанн Кронштадтский стоял на палубе с открытой головой и благословлял царицан. Многие пришедшие плакали, бросались на колени, просили сойти на берег. Но «Отважный» постепенно стал набирать ход и вскоре удалился от города. Так завершилось первое знакомство великого русского праведника с нашим городом и его жителями.

 

В начале 1990-х годов прошлого века в нашем городе можно было услышать рассказ о том, что дореволюционный Царицын был местом греховным и малодостойным, почему-де и святой Иоанн Кронштадтский не захотел побывать здесь, тогда как в соседних городах он останавливался, встречался со священнослужителями, горожанами, градоначальниками и служил литургии в храмах. Частично это объяснил сам Кронштадтский батюшка в 1901 году.

 

Второе посещение Царицына

 

В 1901 году астраханские купцы Егор Степанович Куликов, Степан Васильевич Носков и С. И. Захаров на свои средства построили храм в селе Никольском (Беспутном) в 25 верстах от Астрахани. Они обратились с просьбой освятить церковь к Иоанну Ильичу Сергиеву, настоятелю Кронштадского Андреевского собора, известному тогда всей России праведной жизнью, замечательными проповедями, книгами, чудотворениями. Он никогда не отказывал людям, содействующим укреплению православной веры, и на этот раз отправился из Петербурга в далекую Астрахань.

 

В то время прямой связи между столицей и Нижним Поволжьем не было. Отец Иоанн доехал до Орла, пересел на поезд до станции Грязи, а затем уже проследовал в Царицын. Поезд из Грязей прибыл в ночь с 5 на 6 октября по старому стилю. Купцы постарались, чтобы путешествие не было для батюшки слишком обременительным, они заказали для него специальный вагон.

 

К приходу поезда Грязи – Царицын на вокзал прибыли официальные лица города. Вагон был отцеплен и с особым паровозом отправлен через станцию Соляную к дебаркадеру «Общества по Волге», поскольку дальнейший путь до Астрахани отец Иоанн должен был проделать на пароходе. В вагон к кронштадскому протоиерею вошли городской голова Ф. С. Семенов, полицмейстер Н. В. Потоцкий, соборный протоиерей о. В. Д. Волковский, священник о. С. И. Кузьмин и некоторые другие лица. Пока паровоз перевозил вагон на волжский берег, в нем шла дружеская беседа. Отец Иоанн пообещал, что на обратном пути обязательно приедет в наш город и отслужит обедню в соборе.

 

На волжском берегу, несмотря на глубокую ночь, собралось много царицан. Они узнали о приезде досточтимого пастыря из газет и, возможно, из проведей священников в храмах и хотели хотя бы издалека увидеть его. Как сообщил «Царицынский вестник», благодаря содействию военных переход из вагона на пароход прошел благополучно, не вызвав беспорядков. Отец Иоанн благословил с борта «Императрицы Александры» стоявших на берегу и ловивших каждый его взгляд, каждый жест горожан. В 3 часа ночи пароход отправился на юг. Е. С. Куликов сопровождал батюшку от Царицына.

 

В Астрахань пароход прибыл 7 октября в половину седьмого утра. Отец Иоанн освятил новую церковь в Никольском, вернулся в Астрахань, посетил храмы этого города, побеседовал со священниками и в 9 вечера 8 октября на небольшом пароходе «Ловец» отправился в обратный путь.

 

Сразу после отплытия из Астрахани батюшка спросил у сопровождавшего его управляющего рыбными и тюленьими промыслами Д. Ф. Хомутова, когда можно надеяться на прибытие «Ловца» в Царицын. Узнав, что это будет не раньше часу дня 10 октября, он обеспокоился, сказав, что обещал в этот день отслужить обедню в царицынском соборе и ему было бы прискорбно не сдержать слова. Тогда около 12 часов ночи Д. Ф. Хомутов около Петропавловки остановил более быстроходный пароход «Некрасов», принадлежащий компании «Самолёт», на который отец Иоанн и пересел вместе с сопровождавшими его купцами Куликовым и Носковым. Прощаясь с управляющим, высокочтимый пастырь сказал ему: «Мне у Вас очень хорошо, спокойно, я бы всего охотнее доехал с Вами до Царицына, но если Вы говорите, что к обедне в среду не успеем, то делать нечего: надо пересесть».

 

По пути из Чёрного Яра была дана телеграмма о приезде отца Иоанна Кронштадтского в Царицын. Снова он приезжал в наш город поздней ночью. «Некрасов» прибыл к царицынской пристани в 3 часа ночи 10 октября. Ночевал батюшка на квартире соборного протоиерея, а в 8 часов утра уже вместе с отцом Владимиром Волковским и другими священниками служил в соборе утреню и обедню. Он сам читал канон, как это всегда делал в Кронштадтском соборе.

 

Молящиеся переполнили собор, в нем царила атмосфера любви и благолепия. Отец Иоанн произнес проповедь на тему читаемого в тот день отрывка из Евангелия об укрощении Господом бури. Обращаясь к царицанам, он сказал, что несколько лет назад из-за большой жары в июле ему не довелось побывать в самом городе, но теперь Господь привел его служить в этом храме. Верующие ловили каждое слово пастыря, некоторые рыдали от радости и умиления.

 

После богослужения отец Иоанн посетил квартиры царицынских священников. У протоиерея о. Волконского выпили чаю, а потом побывали в гостях у о. Симеона Кузьмина и о. Алексея Лебедева. Во дворе к нему подвели женщину, страдающую падучей: приближаясь, она издавала громкие крики. Батюшка несколько раз благословил ее, прижал ее голову к груди, помолился, восклицая: «Изыди! Изыди!». Потом он велел ей перекрестится, что несчастной женщине после нескольких безуспешных попыток все же удалось. Она ушла со двора заметно успокоенная.

 

У отца Симеона собрались не только члены семьи, но и псаломщики, которые тоже получили благословение от пастыря. Батюшка был ласков с детьми, радостно благословлял их, целовал в головки, поил их чаем.

 

Около 12 часов дня отец Иоанн с протоиереем о. Владимиром отправились в женскую гимназию. В гимназическом зале были построены все преподаватели, классные надзирательницы, ученицы всех классов. Гостей встречала начальница гимназии. Кронштадтский батюшка сказал краткое пастырское слово, в котором призвал гимназисток прилежно учиться, блюсти в чистоте свою душу. Он благословил всех собравшихся.

 

Далее путь лежал в приют. Отца Иоанна встретили здесь хлебом-солью. Хор воспитанниц спел молитву «Достойно есть». Батюшка благословил присутствующих. Перед ним на колени упали жених и невеста Серебряковы, которые получили от Великого пастыря благословение на брак. В актовом зале приюта священник о. Арсений Соколов отслужил молебен с водосвятием, отец Иоанн надел на него свою епитрахиль. На молебне присутствовали городской голова, некоторые члены управы, гласные, много царицан.

 

Городское руководство дало в честь кронштадтского протоиерея обед, но и во время его отец Иоанн продолжал свое пастырское служение. К нему приводили многих больных, которых он благословлял и молился над ними. Родные с большим трудом вели женщину, которую корчило и ломало, она билась и кричала. Выходя от Батюшки, женщина перекрестилась, после чего он сказал ей громко: «Иди, ты исцелена!». Твердой походкой она подошла к образам, сделал три земных поклона, поцеловала иконы и удалилась.

 

Приютянки, как называли воспитанниц приюта, пели духовные песнопения. Пока шел обед, поток здоровых и больных, взрослых и детей, спешащих под благословение отца Иоанна, не иссякал. И он никому не отказывал, всех встречал с любовью и радостью...

 

После обеда Кронштадтского пастыря пригласили в дома горожан. Сразу он побывал у соборного старосты Е. С. Фаломеева, отслужил молебен, благословил многих беспрепятственно допущенных в дом посетителей. Далее его ждали в домах купцов Лебедева, Рысиных, Пирогова, Хохлова, вдовы Таракановой, Никоновых, В. А. и К. Я. Ивановых. Всюду Батюшка служил молебны. За экипажем, перевозившим отца Иоанна по Царицыну, следовало много народа, он всех благословлял, каждому дарил добрый взгляд и ласковое слово. В доме вдовы Масловой было много детей, которые получили благословение от Батюшки. Среди них были горбатая девочка и глухой мальчик, на которых пастырь взирал с особой добротой.

 

На ночлег отец Иоанн остановился у купца К. Я. Иванова. Утром его пришли провожать на вокзал староста Скорбященской церкви купец А. Н. Серебряков, Я. А. Пирогов, гостеприимный хозяин К. Я. Иванов, много горожан. Как писали местные газеты, проводы прошли «чинно и в полном порядке». Рано утром с вокзала Юго-восточной железной дороги Великий пастырь отправился в обратный путь. Поезд ушел в 5:08, в 15:34 он прибыл в Алексиково, где стоял 10 минут. Мы не знаем, выходил ли отец Иоанн на этой станции, общался ли с жителями казачьего края, но, судя по царицынским событиям, он не отказал бы в благословении пришедшим к поезду новониколаевцам. Далее поезд отправился в Поворино, Борисоглебск и в 1:23 ночи прибыл в Грязи.

 

Конечно, не обошлось и без некоторой доли ловкачества. Имя отца Иоанна Кронштадтского было настолько популярно в народе, что послужило источником доходов царицынским мошенникам. Не успел он проехать через город, как на улицах и в пивных стали продаваться в больших количествах крестики, «святые» пояса, листовки, шнурки для крестов и другие предметы, якобы благословленные праведником и потому исцеляющие от болезней. В газетах писали о темном невежестве царицан и высмеивались люди, верившие, что отец Иоанн мог благословлять целые тюки крестиков, шнурков, поясов и листовок, способствуя тем самым наживе ловкачей.

 

Непродолжительным, но насыщенным был визит отца Иоанна Кронштадского в Царицын. Чуть ли не в каждой семье осталась память о нем: кто-то получил от него благословение, кто-то присутствовал на богослужении или многочисленных молебнах, кто-то видел Батюшку в экипаже, проезжающим по городу. И в последующем царицане ловили живое слово, доносящееся из Кронштадта, читали книги отца Иоанна. «Царство Русское шатается, колеблется, близко к падению», – предупреждал он за 10 лет до октябрьского переворота. «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. – писал он. – Но кто научил нас непокорности и мятежам бессмысленным?».

 

Через 16 лет после визита отца Иоанна в Царицын такой бессмысленный мятеж окровавил русскую землю. В царицынских семьях позабыли заветы святого отца, утратили память о его благословении, а кто и не забыл, боялся о нем вспоминать. Пришло жестокое время, вытравившее воспоминание о всеобщей радости, царившей в городе 10 октября 1901 года.

 

Великий праведник предсказывал: «Нам необходимо всеобщее очищение, всенародное глубокое покаяние… Примиримся с Богом, и Он примирится с нами». Прошли годы. В конце ХХ века в нашем городе как символ покаяния появился храм святого Иоанна Кронштадского, память о пребывании которого должна вернуться в наши дома.

 

Авторы: Марина Лосева, Н. А. Андрейшина, В. С Долобешкин.

Источник: Образовательный портал «Слово».

Фото: Монастырский вестник.

 

Источники исследования:

1. Материалы личного архива пресс-секретаря Волгоградской епархии Иванова С. М.

2. Газета «Волжско-Донской листок» № 1460 от 3 июля 1894.

 

Литература:

1. Прот. Иоанн Сергиев (Кронштадткий) Моя жизнь во Христе. М., 2012.

2. Иванов С. М., Супрун В. И. Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград, 2003.

3. Зарницкий Я. И. О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года. Санкт-Петербург, Типография И. И. Сойкина, 1895.

4. Марков А. С. Под знаменем Христа. Волгоград. 1970.

5. Игумен Лазарь (Куликов) Интервью с протоиереем Сергием Ермаковым // Православное слово 2012 № 6, июнь.

6. Бичехвост Н. Ф. Иоанн Кронштадтский в Царицыне // http://www.proza.ru/2011/06/28/918.

7. Лукашук В. Иоанн Кронштадтский в Царицыне // Областные Вести http://oblvesti.volgorik.ru/?issue=851&rub=life&art=8.

8. История нашего храма (история храма свт. Николая Чудотворца в п. Волго-Каспий Астраханской обл.) // http://www.nikolay.prihod.ru/istorija_khrama.

9. Ревенко С. ГЛАВА 8. О. Иоанн в Царицыне // И. К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский. Том II. http://theme.orthodoxy.ru.

 

Устные источники:

1. Интервью с пресс-секретарем Волгоградской епархии Ивановым С. М.

2. Интервью с руководителем Волгоградского отделения Российского фонда культуры доктором филологических наук Супруном В. И.

3. Интервью с краеведом Бичехвостом Н. Ф.

4. Интервью с настоятелем Покровского храма г. Дубовки протоиереем Сергием Ермаковым.

5. Интервью с настоятелем Михаило-Архангельского храма с. Ерзовки протоиереем Владиславом Сологубом.

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь