Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Святость - цель, которая всегда была пред взором Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштадтского

Святость - цель, которая всегда была пред взором Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштадтского

 


 

Сегодня и обитель, и святой праведный Иоанн Кронштадтский являются именинниками, — сказал владыка Амвросий, и мы приносим свои молитвы и свои добрые дела как те дары, которые должны принести к подножию Креста Господня, дары, которые не замыкаются в этом тленном мире, а переходят за пределы и границы нашего видимого бытия, где всех ожидает вечность, а ныне вместе с сонмом святых предстоят престолу Божия преподобный Иоанн Рыльский и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Из каждого праздника, из каждого события мы должны получать какие-то уроки. Неслучайно на Руси всегда очень большое значение придавалось изучению и чтению житий святых, потому что такие жизнеописания воодушевляли, отрезвляли, наставляли, увлекали и побуждали к той же жизни, которой жили те люди, о которых узнавали через их жития люди, живущие на земле.

Жизнеописание прп. Иоанна Рыльского позволяет нам понять, сколь много значат подвиги, страдания, лишения для человека в этой жизни. Чаще всего современный человек приходит в храм для того, чтобы избавиться от этих злостраданий, облегчить свою жизнь, просит здоровья, материального достатка, решения бытовых проблем и того, чтобы на его пути не встречалось что-то мешающее его земной радости, его временным, а не вечным успехам. Но когда мы обращаемся к жизни святых, мы видим, что совсем иная иерархия ценностей присутствовала в их земном бытии.

Преподобный Иоанн Рыльский совсем юным, ребенком он остался сиротой и поступил в распоряжение чужих людей в качестве наемника, работника. Он унижался своим хозяином, часто к нему относились несправедливо, и однако же этот ребенок оставался удивительно благочестивым до такой степени, что однажды, когда в его услужении наступил очень опасный для него момент, он явил своему хозяину чудо, которое вышло за пределы земных законов, и хозяин, увидев это чудо, отпустил этого юного человека, и тот, возжелав жизни во Христе, стал искать монашеского подвига. Время очень много стерло из памяти, но, наверное, нам подчас и ненужно точно определять какие-то даты, место и время пострига. Все эти биографические заметки имеют большое значение для историков, но верующее сердце воспринимает, прежде всего, суть жизненного пути человека. Этот молодой человек изначально избрал трудный путь – с лишениями, скорбями. Его не понимали, его избивали, над ним смеялись, он был вынужден менять место своего подвига и, однако же, всегда оставался в том состоянии, о котором мы сегодня услышали в Евангелии. Он обрел покой своей души в Боге, и ничто в этом мире — ни гонения, ни лишения, ни скорби, ни труды, ни подвиги, ни голод, ни холод — не могли лишить его этого покоя, потому что он встретил в своей жизни Христа, Который Своим светом, радостью заслонил все невзгоды, и эти невзгоды оказались сущей мелочью по сравнению со светом вечности, к которой устремился молодой человек, живший в 9-10 веке, но во имя которого некоторое время назад святым праведным Иоанном Кронштадтским был учрежден, благословлен и построен этот святой монастырь в столице Российской Империи.

Именно так христианское сердце должно относиться к тем тяготам, которые часто нас посещают. Мы нередко считаем, что именно мы являемся самыми несчастными людьми. Все у нас плохо, все не так, как хотелось бы. Все это происходит по одной причине – из-за нашего эгоизма, из-за нашей гордыни, из-за тех нехороших качеств, которых были лишены или которые были сведены до минимума в жизни почитаемых нами святых.

Мы сегодня, безусловно, вспоминаем и святого праведного Иоанна Кронштадтского, потому что и его святая обитель, и он сам являются именинниками. Святость – это та цель, которая всегда была перед взором и его небесного покровителя и его самого. Святость — это цель не только священника, это цель всякого христианина. Это самая главная цель нашей земной жизни. Обожение, стяжание Духа Святого, как об этом сказал преп. Серафим Саровский. Во времена св. прав. Иоанна Кронштадтского было немало хороших священников, но почему-то люди стремились именно к нему. И даже из Москвы приезжали в Кронштадт, для того чтобы стать участниками таинства покаяния, совершаемого молитвой праведного Иоанн Кронштадтского, стать причастниками Святых Христовых Таин в Андреевском соборе Кронштадта, где он пламенно совершал богослужение. Он говорил о том, что есть другие, не менее духоносные священники, но люди стремились именно к нему, потому что видели в нем идеал святости, не просто хорошего священника. Не просто выверенные красивые проповеди они хотели услышать от этого человека, они хотели оторваться от земли вмести с его молитвой, и подхваченные его пламенной молитвой, присоединив к ней свою посильную молитву, почувствовать и на опыте пережить то состояние, которое мы можем назвать общением с Богом в Духе Святом. Таких священников было очень мало. И наверное, именно поэтому прежде всего произошла страшная трагедия в начале 20 века, которая в течение нескольких десятилетий уничтожало все то, что уже до этого было подточено и ослаблено в том числе и по вине и священнослужителей, и монашествующих, и христиан, к которым св. прав. Иоанн Кронштадтский с мольбой обращался и просил задуматься о смысле своего бытия, изменить свою жизнь, направить ее к источнику жизни вечной и не размениваться на тленные блага мира сего, не увлекаться теми стихиями, которые всегда были чужды преданию Церкви, не порабощаться страстями, освободиться от оков безнравственности и узреть Бога в сердце так, как Его могли бы увидеть только чистые сердцем.

Все эти примеры и призывы актуальны и сегодня, поэтому, совершая память прп. Иоанна Рыльского и св. прав. Иоанна Кронштадтского, мы должны не просто молиться им, но стремиться подражать их жизни в той мере, в какой мы можем это сделать, не повторяя, безусловно, судьбу человека, потому что у каждого человека судьба своя, но в главном, в основном стремиться быть похожими на них и идти к той цели, которую в сонме многих и многих святых преп. Иоанн Рыльский и св. прав. Иоанн Кронштадтский указывают и нам, людям живущим в 21 веке, а эта цель – святость, и эта цель достижима в Христовой Церкви, какими бы мы ни были немощными, грешными, недостойными, если только мы не будем отворачиваться от Церкви, если только мы будем выходить на ее бесконечные, бескрайние пажити и питаться тем, что предлагает она, тогда мы будем питаться от источника жизни и тогда мы будем стремиться быть похожими на тех угодников Божиих, которых сегодня мы собрались молитвенно прославить. В Церкви все возможно, Церковь – это удивительная врачебница, которая способна изменить жизнь человека, излечить его от многолетних страстей, в корне изменить его жизнь и наполнить ее новым смыслом, радостью, молитвой, жизнью во Христе Иисусе Господе нашем.

Молитвами преп. Иоанна Рыльского и святого праведного Иоанна Кронштадтского Господь Милосердный да спасет и помилует всех нас. Аминь.

 

Автор: Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков).

Источник: сайт Иоанновского монастыря.

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь