Протоиерей Сергий Поплавский: Радостно, что за наш маленький приход молятся во всем мире!
Интервью с благочинным Нововаршавского района Омской обл., настоятелем храма Иоанна Кронштадтского в с. Бобринка
Судьба небольшого села Бобринка численностью около тысячи жителей, расположенного в российской глубинке, похожа на долю многих российских сел: создание совхоза, закрытие храма, годы труда и безверия, крушение советской империи и последующее выживание. Но есть здесь одно место, куда можно прийти за утешением, где хочется задуматься «о горнем, а не о земном» (Кол.3:2), и это место – храм святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О том, как живет сельский приход, чем вдохновляет Всероссийский батюшка, почему важна соборная молитва и о многом другом в интервью Pravprihod.Ru рассказал благочинный Нововаршавского района Омской области, настоятель Покровского собора поселка Нововаршавка и приписных к нему храмов – св. прав. Иоанна Кронштадтского (село Бобринка), Архангела Михаила (поселок Большегривское), апостола Иоанна Богослова (село Славянка) – протоиерей Сергий Поплавский.
Под Покровом Пресвятой Богородицы
– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, когда и как образовался ваш приход.
– Приход Бобринки, в которой сейчас проживает около тысячи человек, создан в 1999 г. по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия, ныне почившего. Православные верующие обратились к руководству села с просьбой передать им для устройства православного храма пустующее деревянное брусовое здание бывшей почты площадью 85 кв. м, в котором на тот момент была разморожена система отопления. Здание было безвозмездно передано приходу, в течение одного лета реконструировано под церковь и капитально отремонтировано силами прихожан Бобринки и рабочего поселка Нововаршавка, верующих из других сел района, а также при помощи местной администрации и директора хозяйства. Было совершено освящение малым чином.
Сегодня церковь во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского села Бобринка в числе других храмов приписана к нововаршавскому собору Пресвятой Богородицы, настоятелем которого я являюсь. Кратко сообщу о себе: окончил Омский государственный технический университет, работал по распределению, потом пошел служить в Церковь, заочно окончил Московскую духовную семинарию, служу уже 24 года.
С Божией помощью
– Почему храм в Бобринке решили освятить в честь Всероссийского батюшки?
– Праведный Иоанн Кронштадтский хорошо был известен многим прихожанам. Ведь это один из самых почитаемых русских святых. Он был молитвенником о болящих и страдающих недугом пьянства. Кроме того, известно, что в начале прошлого века он посещал нашу епархию. Поэтому верующие обратились к митрополиту Феодосию назвать храм в честь Батюшки, а владыка благословил.
– Какие направления деятельности Иоанна Кронштадтского Вам особенно близки?
– Его приходское служение. Ведь он начинал именно с этого, ходил по домам, знакомился с людьми, помогал им. Это было время кропотливого, повседневного труда. Хотя многие не понимали такой образ служения, но результат-то какой! Тысячи людей пришли в храм Божий, как в самом Кронштадте, так и по всей стране.
– Происходили ли у вас чудесные истории, связанные с тем, как по молитвам святого разрешались какие-либо трудности?
– Мы никогда не задавались целью отметить факт какого-то чуда. Еще лет 25 назад мне один опытный священник дал совет: «Если хочешь сделать богоугодное дело, помолись Богу и делай. Если оно Господу угодно, у тебя все получится». Так мы и поступаем, с Божией помощью. Слава Богу, помолились – нам передали здание для храма, появились помощники.
Были, конечно, удивительные истории. Приведу несколько примеров. Зовут меня в реанимацию помолиться, там лежит житель с Бобринки. Он чинил крышу, задел провод и попал под напряжение, упал с большой высоты, сильно разбился. Отслужили молебен. Немаловажно то, что и жена его усердно молилась. В результате, несмотря на тяжелую черепно-мозговую травму, человек остался жив.
Другой случай. Один мальчик серьезно болел, в реанимации его крестили, помолились. Врачи посчитали, что в лучшем случае он будет умственно отсталым, а он выздоровел, институт окончил, женился, нормально живет.
Чудо – это когда человек приходит в храм
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, как у вас проходят богослужения?
– Периодически совершаются Литургия и другие церковные службы, решаются хозяйственные вопросы. По воскресеньям верующими читается акафист святому праведному Иоанну с верой в его молитвенное предстательство пред Господом. В дни великих церковных праздников и событий совершаются молебны, в поминальные дни – панихиды. Часть жителей села в дни великих праздников посещают также Нововаршавский храм. Своего священника у храма нет.
– Насколько активна жизнь прихода?
– Приход у нас небольшой, состоит из людей разного возраста. Говорить о большой активности не приходится, так как храм является приписным. Кроме того, он не городской приход, это приход небольшого села, где кроме русских, украинцев и других народов, традиционно исповедующих православие, проживает немало и мусульман-казахов.
– Какова, по вашему мнению, религиозная жизнь современной деревни, в целом, по стране?
– В деревне сейчас непростая жизнь. Хозяйства развалились, раньше тут был совхоз. Многие люди, имевшие церковное воспитание, уже давно умерли, молодежь медленно воцерковляется, а многие бабушки предпочитают петь в народном хоре, сидеть на скамеечке, заниматься шведской ходьбой, только вот до храма никак не дойдут. Хотя есть люди верующие, и к Церкви большинство относится положительно. Много крещеных, но осознанно верующих, к сожалению, гораздо меньше. Это картина нынешнего дня. И она везде одинаковая. Хоть в столице, хоть в областном или районном центре, хоть в деревне.
Может казаться, что в храме много народу, но если знать общее количество жителей, то получается, что прихожан в церквях не так и много – 0,5-1,5%. Если даже взять, к примеру, какое-нибудь святое место, скажем, Сергиев посад, то видно, что паломников много, а местные мужики пьянствуют и не спешат в Лавру. Поэтому есть, о чем помолиться.
Главное чудо – это когда человек приходит в храм. А приводят людей чаще всего скорби, смерть близких, личные, семейные бедствия. Такие люди и молятся, воочию видят помощь Господа, Божией Матери и святых.
С другой стороны, здесь, может быть, отчасти довлеет потомственный грех, потому что до 1937 года храм у нас был, его разрушили, над батюшкой надругались, поиздевались, выгнали. Многих расстреляли. Сюда отправляли в ссылку украинцев и другие народы. И с 1937 по 1990-е годы религиозной жизни тут не было. Поэтому приходилось начинать с нуля.
Все мы Христовы!
– Что для Вас означает быть частью Иоанновской семьи? И как Вы думаете, какова сила ее совместной молитвы?
– Мы испытываем большую радость от того, что за наш маленький приход молятся не только в России, но и во всем мире. Конечно же, соборная молитва – великое благо, это всегда хорошо. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – сказал Спаситель (Мф.18:20). Тем более, Он там, где тысячи, где целая Семья собралась!
– Батюшка, в завершение нашей беседы, что Вы хотели бы пожелать Иоанновской семье?
– Хочется пожелать Божией помощи в службе и делах, единодушия, чтоб все было дружно, как в Иоанновской семье, так и во всей православной семье. «Да будут все едино» (Ин.17:21). Чтоб человеческое не преобладало над Божиим. Оно и не будет преобладать, но человеческие страсти людям порой мешают. Дай Бог, чтобы в Иоанновской семье, а в ней так и есть, Божие всегда было на первом месте. Глядя на эту дружную Семью, и другие будут жить в согласии: не «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» (1Кор.1:10-12). Все мы Христовы!
Интервью подготовил Геннадий Шипов, приход Иоанновского монастыря СПб.
Фото: Омская епархия, Нововаршавское благочиние, Православные новости.
Читайте также:
другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».
Рассказать: |
|