Прот. Владимир Беляев: Всегда хотел заниматься самым важным делом на Земле!
Интервью с настоятелем храмового комплекса в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Николая Чудотворца в г. Череповце Вологодской обл.
Отец Владимир рассказал редакции Pravprihod.Ru о том, как Слово Божие меняет жизнь человека и какой увидел Иоанновскую семью, став одним из ее новых участников. Он также поделился, как православному священнику удается совмещать служение Богу со строительством, и каким вообще, по его мнению, должен быть пастырь.
Добрый пастырь
– Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, какие направления служения Иоанна Кронштадтского оказали на Вас влияние?
– В молодые годы я прочел замечательное жизнеописание Всероссийского батюшки под названием «Источник живой воды». Эта книга о святом меня потрясла. Я увидел действительно доброго пастыря, истинного священнослужителя и подвижника, по слову Христа, полагавшего душу за ближних своих (Ин.15:13), очень сильный пример того, каким должен быть священник. На меня повлияла личность отца Иоанна в целом, она неотделима от его деятельности – и литургической, и благотворительной, и чудотворной. Я в то время, конечно же, не предполагал, что когда-нибудь буду строить храм в его честь.
– А кто предложил назвать церковь в честь Кронштадтского пастыря?
– Я предложил это владыке, поскольку этот святой для меня – образец пастырства, идеал священнослужителя. И владыка благословил.
– Приходилось ли Вам когда-нибудь быть свидетелем чудес, происходивших в жизни ваших прихожан по молитвам святого?
– Скажу со всей ответственностью, что начав читать молитвы даже индивидуально, дома, я ощутил, что отклик происходит, и я уверен, что помощь Батюшки незримо присутствует совершенно точно. Если же говорить о приходе, то он у нас еще только формируется, храм совсем недавно стал участником Иоанновской семьи, необходимы некоторое время и опыт. Но мы молимся, верим и надеемся, что Господь предстательством праведного Иоанна будет проявлять к нам Свою милость.
– То есть, у вас уже совершаются те или иные службы святому?
– Я ежедневно обращаюсь к святому в своих личных молитвах, не ограничиваясь чтением одного тропаря, и раз в месяц с прихожанами мы совершаем Батюшке молебен с акафистом. У нас существует определенная череда: молимся Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Николаю Чудотворцу, Иоанну Кронштадтскому. И конечно, у нас совершаются богослужения святому в дни его памяти. Чаще пока не получается, потому что сейчас у меня основная деятельность связана со строительством храмов, окормлением интерната, постоянно нахожусь в разъездах.
Идеи Батюшки Иоанна
– Что делаете, когда приезжаете на стройку?
– На объектах, а у меня их несколько, смотрю, как проходит строительство, решаю вопросы материального обеспечения. Нужно понимать, что купить, в чем есть бо́льшая необходимость. Приезжает к нам и руководство. Например, недавно были у нас митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, мэр Череповца Елена Осиповна Авдеева и глава города Маргарита Павловна Гусева. Они порадовались масштабу и качеству выполняемых работ. Конечно, порой присутствуют свои сложности, ведь основную активную помощь осуществляет только один жертвователь, но мы, с Божией помощью, справляемся.
– Пока идет строительство храма, где вы служите?
– Сейчас служим в так называемой будочке. Есть у нас вполне приличное помещение для охраны, площадью 2,5 на 4 м. Оно вмещает в себя от силы 20-30 человек по воскресным дням, но приход уже намечается. В этом районе нет ни одной церкви, так что у его жителей есть острая необходимость в своем храме.
– А кто принял решение о его строительстве? Как все начиналось?
– В 2015 году епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан ходатайствовал о том, чтобы Церкви выделили землю в Северном микрорайоне, благо, у нас в городе есть возможность выделения участков. Администрация города дала свое согласие, и был выделен участок площадью 1,2 гектара. Поскольку участок большой, решили строить храмовый комплекс. Поэтому его возведение для нас можно назвать делом жизни.
У меня прежде был опыт строительства деревянной церкви Преображения Господня в с. Мякса Вологодской обл. Владыка благословил меня заняться храмовым комплексом, в котором кроме церквей Иоанна Кронштадтского и Николая Чудотворца будут воскресная школа, квартиры для священнослужителей, церковная лавка, гаражи, столярная мастерская, охранный пункт, и отдельно на нашей территории запланирована детская площадка.
– Кто помогает вам в строительстве? С кем сотрудничаете?
– У нас собралась дееспособная, профессиональная команда. С нами профессионально работают две подрядные организации, отдельно трудится проектная организация. Назначен специалист по техническому надзору. Есть у меня непосредственный помощник Андрей Николаевич Семенов – специалист по строительству и проектированию. По всем вопросам я консультируюсь с ним. На объекте мне также помогает Виталий Владимирович Дударев, который, можно сказать, живет здесь, смотрит за порядком. К сожалению, бывает, что на территорию проникают посторонние, подворовывают металлолом, провода. Поэтому без охраны не обойтись.
– Когда предполагаете завершить строительство?
– Иоанновский храм, его мы возводим первым, даст Бог, будет завершен в этом году. Сейчас целиком закончена кладка, следующий этап – кровля. Так что через пару месяцев здание будет с крышей. К осени планируем завершить и одноэтажное здание, куда войдет входная группа: лавка, мастерская, гаражи, охранный пункт. На строительство Никольской церкви предположительно уйдет три года. Первый камень в его основании заложим весной.
У нас также появятся социальная столовая и что-то наподобие богадельни – социальная гостиница. Это тоже связано с Иоанном Кронштадтским, можно сказать, это он предлагает нам идеи, а мы только прислушиваемся.
– На сколько человек рассчитан Иоанновский храм?
– Человек 200 в него поместится.
От цирка… к Церкви
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о себе.
– C 15 до 18 лет я учился в Москве, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Выступал в цирке, занимался воздушной гимнастикой и лыжным спортом, это было интересное время. Окончив училище, я стал задавать себе вопросы о смысле жизни, об истине, читал соответствующую литературу: Сенеку, Шопенгауэра. Очень понравились произведения Федора Михайловича Достоевского: «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот». И были в моей жизни два отправных момента.
Первый – это когда я занимался закаливанием по системе Порфирия Иванова, в течение полутора зимних месяцев обливался утром и вечером, голодал с пятницы по воскресенье. Но однажды знакомый посоветовал мне оставить увлечение практикой Иванова, и обратиться ко Господу. Не зная ни одной молитвы, я попытался это сделать, как мог. Потом, помню, я пришел к ивановцам, рассказал им о заповеди: «Не сотворите себе кумира». Пытался донести до них, что они себя неправильно духовно ориентируют. Ведь я все это хорошо знал изнутри.
Второй поворотный момент был, когда один молодой человек сказал мне: «Обязательно прочитай Новый Завет». Произнесены эти слова были как-то особенно, имели духовную наполненность. Я их запомнил и стал читать Священное Писание. Для меня стало очевидно и понятно, что Истина – это Господь, Которому принадлежат слова: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Теперь только оставалось встать на этот путь и идти по нему.
Вернувшись из Москвы в Череповец, я подрабатывал в одной деревне под Белозерском, это было для меня удивительное, можно сказать, золотое время. У меня было небольшое хозяйство на ферме, где я работал, ухаживал за животными. Вставал утром, читал «Отче наш», ходил за грибами, а вечерами, в свободное от работы время, много общался с местными детьми. С ними я будто и сам возвращался в детство!
Потом устроился в общеобразовательную школу учителем физкультуры, а в 1992 году меня призвали в армию, где уже не скрывал, что я верующий человек. Это тоже была интересная пора, нисколько не сожалею об этом периоде.
В армии одно время служил в госпитале, и там мне даже удавалось поститься и молиться. Мою службу отметило начальство, подарив наградные часы, родителям – благодарственное письмо.
– Когда и почему встали на путь служения Богу?
– В 1996 году я окончил духовное училище при Спасо-Прилуцком монастыре, при котором и жил, потом учился в Духовной семинарии в Свято-Троицкой Лавре.
По прошествии многих лет понимаешь, что служение священника не такое и простое дело. Но с самого начала мне хотелось заниматься самым важным делом на Земле и вот уже 20 лет я являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви.
– Выбрав путь служения Богу, Вы кардинально поменяли сферу своей деятельности. Смогли ли Вас понять близкие люди?
– Близкие поняли. Я жил с отчимом, он не противился моему решению, мама тоже смогла меня понять. Ведь с 15 лет у меня была самостоятельная жизнь, и я мог принимать решения сам. Без ложной скромности отмечу, что никогда не боялся жизненных трудностей и был целеустремленным человеком. Нам жить, нам делать выбор, но конечно, родителям приходится не только за нас радоваться, но где-то и переживать.
Радость во Христе
– Что для вас значит участие в Иоанновской семье?
– Меня потрясли масштабы ее мероприятий. Но признаюсь, в полной мере пока не могу ответить на Ваш вопрос. К сожалению, я не был на Юбилейных торжествах, в атмосферу Иоанновской семьи мы пока полностью не вошли, потому что наш храм начал строиться совсем недавно и в Семье мы тоже недавно. Осложняется все и тем, что у меня сейчас очень интенсивно складывается рабочий день, и свободного времени практически не остается.
Всего лишь несколько месяцев назад я приехал к отцу Николаю Беляеву, старшему священнику Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге, мы встретились (о. Николай и о. Владимир – однофамильцы, – ред.). Теперь у нас есть и икона Иоанна Кронштадтского, подаренная батюшкой, перед ней мы совершаем молебны с акафистом. После нашей встречи я знаю, какие направления деятельности осуществляет Иоанновский приход, у меня есть книга об этом, подаренная отцом Николаем, но активное участие в делах Семьи нам еще только предстоит. И я думаю, это дело ближайшего будущего.
– Какова, по Вашему мнению, сила совместной церковной молитвы, единения, которое мы видим на примере Иоанновской семьи?
– Подвергать это сомнению не имеет смысла, поскольку любое объединение дает импульс и силу. Если мы духовно едины, если двое или трое собраны во имя Христа, там Господь среди нас (Мф.18:20). Объединить Иоанновские приходы, собрать людей, почитающих Батюшку, – это благое начинание. Отец Николай в этом отношении просто умница, настоящий подвижник. Дай Бог ему здоровья, долгих лет, сил, энергии!
– Что пожелаете Иоанновской семье?
– Крепости духа, мира духовного всем нам в это непростое время. Любой христианин призван вырасти до того состояния, когда ощущаешь радость жить в Боге, это наша задача. Если мы этому научимся, наша жизнь на Земле будет полноценной и глубокой. Душевные качества мы должны претворить в духовные. Поэтому всем желаю радости жизни во Христе!
Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход.
Фото:Вологодская митрополия; cherinfo.ru;
Ольга Дмитриева, Иоанновский приход.