Виталий Афонин: Чтобы учеба была в радость, а молодежь возвращалась в Церковь!
Интервью с руководителем Воскресной школы епархиального подворья Иоанна Кронштадтского в Рязани
Какова главная цель обучения детей в воскресной школе? С какого возраста им лучше изучать «Закон Божий»? Почему подростки уходят из Церкви, и как удержать ребят, не навредив их душе? С чего начинается воцерковление взрослых? Чему можно научиться у Иоанновского прихода в Санкт-Петербурге? Об этом и многом другом рассказал в интервью Pravprihod.Ru руководитель Воскресной школы епархиального подворья святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Рязани Виталий Анатольевич Афонин.
– Быть частью большой Иоанновской семьи – это огромная для нас радость. Как говорит апостол Павел: «Всегда радуйтесь» (Фил. 4:4; 1Фес. 5:16). Эта радость распространяется не только на меня, но и на моих воспитанников, которые участвовали во многих мероприятиях Иоанновской семьи. Мы были участниками награждения, в одном из конкурсов стали лауреатами по рисунку. Наша Воскресная школа приезжала на награждение в Санкт-Петербург, где мы давно мечтали побывать. Вместе с тем общение с Семьей для нас стало очень ответственным, так как мы чувствуем наше единение, в том числе в литургическом общении. Потому что Батюшка ежедневно во время своего служения совершал Таинство Евхаристии.
– Какова ваша главная цель?
– Главная цель Воскресной школы – воцерковление детей. Значение создания таких школ на приходах подчеркивает Священный Синод Русской Православной Церкви. В воцерковлении детей, которые приходят к нам вместе с родителями, мы усматриваем воплощение идеи самого Иоанна Кронштадтского. В его книгах мы читаем о том, как важно часто приступать к Святому Причащению, в Таинстве соединяться с Господом Иисусом Христом и быть всеобщей евхаристической Церковью.
– Почему небесным покровителей вашей Воскресной школы стал Кронштадтский пастырь?
– Название в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского было выбрано на общем собрании Воскресной школы два года назад. Официально мы называемся Воскресной школой епархиального подворья святого праведного Иоанна Кронштадтского.
– Какие направления деятельности Всероссийского батюшки близки лично Вам и оказали на Вас влияние?
– Если вспомнить житие святого, то он, будучи пастырем, не гнушался ни одного человека, шел даже к «отбросам общества», освободившимся из тюрьмы людям. Не боясь ни туберкулеза, ни других страшных болезней того времени, он шел им навстречу, отдавал все до последнего, помогал нуждающимся. Поэтому для меня Иоанн Кронштадтский, Дом трудолюбия, который он создал, его благотворительная и просветительская деятельность – это идеал и пример служения.
– Большое спасибо за вопрос, но я бы уклонился от ответа. Считаю чудеса тайной, вопросом духовного порядка, которые, по учению святых отцов, не стоит выносить на всеобщее обозрение. Но в качестве одного из примеров я все же хотел бы отметить событие, которое иначе как Божиим благословением земле Рязанской не назовешь. Я имею в виду Великое освящение нашего храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Ведь к тому не было никаких предпосылок. И вдруг на престольный праздник он приехал к нам с тем, чтобы освятить храм именно в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В возведение этого храма были положены многие труды – и ктиторов, и правящего в то время архиерея владыки Павла (ныне митрополита Минского и Заславского, экзарха Белоруссии). Но без помощи небожителей такие труды могут и не состояться. И только тогда это по-настоящему возможно, когда есть благословение Свыше, помощь святых, и среди них, конечно, Иоанна Кронштадтского.
Все мы сплетены в едином молитвенном предстоянии пред Богом: и те, кто не достиг еще Царства Небесного, и те, кто достиг – все молятся. А значит, строятся храмы, совершается произволение Божие. В молитве происходит соединение Церкви земной, борющейся, достигающей своей цели Спасения и Церкви Небесной. Поэтому да, могу подтвердить, что помощь Всероссийского батюшки в сонме всех святых, конечно же, чувствуется.
– Какова, по Вашему мнению, сила совместной церковной молитвы, единения, которое мы видим на примере Иоанновской семьи?
– Молитва – это первое, что мы можем сделать. Мы молимся друг о друге на Божественной литургии – так же, как молился Иоанн Кронштадтский. Это очень важное дело пред Богом. И каждый воскресный урок мы тоже начинаем с молитвы, с благословения Божиего. А соответственно, через эту молитву мы приучаемся вместе с детьми Воскресной школы и всего нашего прихода молиться и соединяться со всеми православными людьми.
Где бы мы ни находились – приходы, воскресные школы – мы одна семья, одна паства, мы все едины.
– Ограничений по возрасту у нас нет, мы берем всех желающих, кто хочет научиться православной вере. К нам приходят даже четырехлетние дети, только на уроках они присутствуют с родителями. При этом у нас есть две группы – старшая и младшая. Все дети учатся вместе, старшие помогают младшим, а младшие приводят родителей.
Вместе мы изучаем Закон Божий, занимаемся поделками и церковным пением. Некоторые учащиеся музыкального класса у нас уже поют на клиросе, благодаря этому обучению. С самого начала мы старались устраивать и организовывать учебный процесс так, как указано в циркуляре Священного Синода.
– Сколько у вас учеников?
– Мы ведем статистику, но у нас свободное посещение, иногда детей приходит больше, иногда меньше. Всего в Школе около 50 детей, с учетом того, что у нас первый и второй годы образования. И две взрослые группы, в каждой из которых 15 и 22 человека соответственно. Таким образом, у нас 37 взрослых слушателей и 50-60 детей.
– А сколько преподавателей? Имеют ли они богословское образование?
– В детской Воскресной школе три преподавателя – по одному на каждый предмет. Во взрослой побольше. В Рязанском Государственном университете есть прекрасная кафедра теологии. Все преподаватели – ее выпускники, бакалавры, магистры, преподает у нас даже аспирант исторического факультета.
– Где проходят ваши занятия?
– Официально мы считаемся воскресной школой-группой, так как у нас нет больших помещений, нет постоянно организованных классов, занятия проходят в помещениях церкви, которые мы переоборудовали в классы. Под них приспособили трапезную храма, часть клироса, где организованы музыкальные классы, большой конференц-зал, где проходят епархиальные собрания, библиотеку.
– Когда ребенок начинает вливаться в социальную жизнь, ходить в школу, ассоциировать себя как личность – с этого момента можно спокойно приходить и заниматься в воскресной школе. Тогда и надо раскрывать знание о Господе, нашем Отце, о том, что Он сотворил и любит нас.
Сейчас в стране вводится Болонская система, в образовании – новые принципы. Детей учат не наукам, а компетенции во всех отношениях: как правильно добраться до школы, общаться с преподавателями и т. д. А наука стала факультативом: платИте и получайте знания. Я, конечно, против этого, но ничего не поделаешь. Министерство образования приняло такую структуру развития детей, а воскресная школа рушит эти стереотипы.
Мы любим детей, у нас как семья. Дети у нас занимаются с удовольствием. Мы стремимся к тому, чтобы они сами хотели узнавать, понимать и учиться. Допустим, говорим о молитве: можно из-под палки научить ей так, что человек навсегда перестанет молиться, а можно с любовью – так, чтобы он сам хотел участвовать в общей молитве и с радостью сам учил, исповедовал Символ веры, участвовал в Литургии.
Каждый год уровень преподавания и понимания детьми предмета растет. Чем человек взрослее, тем он больше начинает открывать для себя что-то о Боге, у него появляются свой личный опыт богообщения. Он молится, понимает, что Бог его слышит, учится, больше открывает самого себя и свое сердце.
– Почему подростки уходят из Церкви?
– По моему мнению, это естественный процесс, связанный с взрослением ребенка. Человек растет, развивается, его мировоззрение раскрывается, меняются приоритеты, и это особенности, актуальные для переходного возраста. Подростки отучились в воскресной школе, им уже неинтересно с детьми, надоела эта программа. Они больше общаются со своими сверстниками, появляются другие интересы, новые авторитеты, а близкие, родители уходят на второй план. Также у них начинается влечение друг к другу. И здесь главное – не навредить.
У нас в епархии прошло специальное анонсирование вебинара по этой проблеме. Все директора воскресных школ и многие батюшки посмотрели, как рекомендует Синод работать с такими подростками. Чтобы удержать ребят, предлагается организовывать подростковые клубы по интересам, но в рамках прихода – чтобы они не забывали про Церковь, а главное, чтобы были участниками Божественной литургии, оставались в евхаристическом общении, не впадали в тяжкие грехи, и враг рода человеческого не уводил их, искушая, на свою стезю.
Такие клубы мы сейчас пытаемся создавать в нашей епархии. С подростками занимаются специальные преподаватели, встречи проходят вне храмов. Человек вливается в новую атмосферу, но надо стараться, чтобы она была дружелюбной, чтобы в ней были братские отношения.
Мы понимаем эту серьезную проблему. Когда дети станут взрослыми, они, может быть, снова придут в Церковь, но могут вернуться уже поврежденные грехом, и нам хотелось бы их от этого уберечь.
– Вы сказали, что вместе с детьми к вам приходят и взрослые. Кто они?
– От пожилых людей до студентов, так называемой золотой молодежи. Женщин у нас больше, в этом отношении воскресная школа ничем не отличается от обычного прихода. Ежегодно мы устраиваем выпускной, беседуем, общаемся, проводим праздничный концерт, ну и люди немного рассказывают о себе.
Есть у нас и поэты, и простые рабочие, и кассиры торговой сети, и предприниматели. Интеллигенции, конечно, поменьше. Она в рамки воскресной школы не попадает, а учится на факультете теологии в университете. К нам же приходят люди, делающие первый шаг. Через нас они пытаются воцерковиться. Воскресная школа является своего рода форпостом – берет за руку неофитов и ведет их в Церковь.
– В основном, это наши прихожане, но есть и прихожане других храмов. И те, кто приходит, становятся уже нашими прихожанами, по крайней мере, на время своего обучения. Приходят на Литургию, потом пьют чай, остаются на уроки, приводят своих детей и потом вместе идут домой.
– А с чего начинался лично Ваш приход в Церковь? Расскажите, пожалуйста, о себе
– Мне 44 года. Учился в техническом вузе. Занимался реставрацией Рязанского кремля, храмов, работал на восстановлении фасадов нашей семинарии. По благословению владыки Павла (тогда он еще был архиепископом), начал с друзьями учиться на теологии. Благополучно отучился пять с половиной лет, за это время воцерковился, стал церковнослужителем – я чтец-уставщик, провожу богослужения. Был помощником благочиния восточного округа по работе с молодежью. Сейчас также служу в Николо-Ямской церкви, одном из древнейших храмов рязанской епархии, там я тоже уставщик.
По благословению митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина (ныне – митрополит Оренбургский и Саракташский) и настоятеля Свято-Иоанновского храма, иерея Игоря Харина возглавляю Воскресную школу. Владыка Вениамин сделал официальную перепись воскресных школ, и мы прошли аттестацию. С тех пор наша Воскресная школа работает при епархиальном подворье св. прав. Иоанна Кронштадтского.
– Оказала ли влияние на вашу деятельность Иоанновская семья?
– Иоанновская семья является для нас идеалом и примером той работы, которая может вестись на приходах. Мы хорошо знакомы с деятельностью Семьи, были в гостях на приходе Иоанновского ставропигиального монастыря в Санкт-Петербурге, общались с организаторами, руководителями содружества Иоанновских приходов, и для себя отметили огромный масштаб работы, который проводится. Это грандиозно!
Наш храм молодой – пять лет как освящен и четыре года как состоялось Великое освящение, но и у нас ведется социальная работа. И хотя, конечно, на данный момент у нас нет ресурсов, позволяющих развить такую же деятельность, но мы будем к этому стремиться.
– В заключение нашей беседы, что пожелаете Иоанновской семье?
– Хотелось бы пожелать Божией помощи во всех добрых делах и начинаниях, искренней любви друг к другу о Боге по Евангелию. Ну и, конечно же, больше позитивного в работе!
другие интервью в рубрике «Иоанновской семье – 10 лет».
Какова главная цель обучения детей в воскресной школе? С какого возраста им лучше изучать «Закон Божий»? Почему подростки уходят из Церкви, и как удержать ребят, не навредив их душе? С чего начинается воцерковление взрослых? Чему можно научиться у Иоанновского прихода в Санкт-Петербурге? Об этом и многом другом рассказал в интервью Pravprihod.Ru руководитель Воскресной школы епархиального подворья святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Рязани Виталий Анатольевич Афонин.
«Для меня Иоанн Кронштадтский – это идеал»
– Что для вас значит быть частью Иоанновской семьи?– Быть частью большой Иоанновской семьи – это огромная для нас радость. Как говорит апостол Павел: «Всегда радуйтесь» (Фил. 4:4; 1Фес. 5:16). Эта радость распространяется не только на меня, но и на моих воспитанников, которые участвовали во многих мероприятиях Иоанновской семьи. Мы были участниками награждения, в одном из конкурсов стали лауреатами по рисунку. Наша Воскресная школа приезжала на награждение в Санкт-Петербург, где мы давно мечтали побывать. Вместе с тем общение с Семьей для нас стало очень ответственным, так как мы чувствуем наше единение, в том числе в литургическом общении. Потому что Батюшка ежедневно во время своего служения совершал Таинство Евхаристии.
– Какова ваша главная цель?
– Главная цель Воскресной школы – воцерковление детей. Значение создания таких школ на приходах подчеркивает Священный Синод Русской Православной Церкви. В воцерковлении детей, которые приходят к нам вместе с родителями, мы усматриваем воплощение идеи самого Иоанна Кронштадтского. В его книгах мы читаем о том, как важно часто приступать к Святому Причащению, в Таинстве соединяться с Господом Иисусом Христом и быть всеобщей евхаристической Церковью.
– Почему небесным покровителей вашей Воскресной школы стал Кронштадтский пастырь?
– Название в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского было выбрано на общем собрании Воскресной школы два года назад. Официально мы называемся Воскресной школой епархиального подворья святого праведного Иоанна Кронштадтского.
– Какие направления деятельности Всероссийского батюшки близки лично Вам и оказали на Вас влияние?
– Если вспомнить житие святого, то он, будучи пастырем, не гнушался ни одного человека, шел даже к «отбросам общества», освободившимся из тюрьмы людям. Не боясь ни туберкулеза, ни других страшных болезней того времени, он шел им навстречу, отдавал все до последнего, помогал нуждающимся. Поэтому для меня Иоанн Кронштадтский, Дом трудолюбия, который он создал, его благотворительная и просветительская деятельность – это идеал и пример служения.
«Где бы ни находились, мы – одна семья, одна паства»
– Приходилось ли Вам когда-нибудь быть свидетелем чудес, когда по молитвам святого разрешались проблемы, трудности, сложные обстоятельства или даже вопросы воцерковления людей?– Большое спасибо за вопрос, но я бы уклонился от ответа. Считаю чудеса тайной, вопросом духовного порядка, которые, по учению святых отцов, не стоит выносить на всеобщее обозрение. Но в качестве одного из примеров я все же хотел бы отметить событие, которое иначе как Божиим благословением земле Рязанской не назовешь. Я имею в виду Великое освящение нашего храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Ведь к тому не было никаких предпосылок. И вдруг на престольный праздник он приехал к нам с тем, чтобы освятить храм именно в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В возведение этого храма были положены многие труды – и ктиторов, и правящего в то время архиерея владыки Павла (ныне митрополита Минского и Заславского, экзарха Белоруссии). Но без помощи небожителей такие труды могут и не состояться. И только тогда это по-настоящему возможно, когда есть благословение Свыше, помощь святых, и среди них, конечно, Иоанна Кронштадтского.
Все мы сплетены в едином молитвенном предстоянии пред Богом: и те, кто не достиг еще Царства Небесного, и те, кто достиг – все молятся. А значит, строятся храмы, совершается произволение Божие. В молитве происходит соединение Церкви земной, борющейся, достигающей своей цели Спасения и Церкви Небесной. Поэтому да, могу подтвердить, что помощь Всероссийского батюшки в сонме всех святых, конечно же, чувствуется.
– Какова, по Вашему мнению, сила совместной церковной молитвы, единения, которое мы видим на примере Иоанновской семьи?
– Молитва – это первое, что мы можем сделать. Мы молимся друг о друге на Божественной литургии – так же, как молился Иоанн Кронштадтский. Это очень важное дело пред Богом. И каждый воскресный урок мы тоже начинаем с молитвы, с благословения Божиего. А соответственно, через эту молитву мы приучаемся вместе с детьми Воскресной школы и всего нашего прихода молиться и соединяться со всеми православными людьми.
Где бы мы ни находились – приходы, воскресные школы – мы одна семья, одна паства, мы все едины.
«Принимаем всех, кто хочет научиться православной вере»
– Какого, в основном, возраста дети, которые у вас учатся?– Ограничений по возрасту у нас нет, мы берем всех желающих, кто хочет научиться православной вере. К нам приходят даже четырехлетние дети, только на уроках они присутствуют с родителями. При этом у нас есть две группы – старшая и младшая. Все дети учатся вместе, старшие помогают младшим, а младшие приводят родителей.
Вместе мы изучаем Закон Божий, занимаемся поделками и церковным пением. Некоторые учащиеся музыкального класса у нас уже поют на клиросе, благодаря этому обучению. С самого начала мы старались устраивать и организовывать учебный процесс так, как указано в циркуляре Священного Синода.
– Сколько у вас учеников?
– Мы ведем статистику, но у нас свободное посещение, иногда детей приходит больше, иногда меньше. Всего в Школе около 50 детей, с учетом того, что у нас первый и второй годы образования. И две взрослые группы, в каждой из которых 15 и 22 человека соответственно. Таким образом, у нас 37 взрослых слушателей и 50-60 детей.
– А сколько преподавателей? Имеют ли они богословское образование?
– В детской Воскресной школе три преподавателя – по одному на каждый предмет. Во взрослой побольше. В Рязанском Государственном университете есть прекрасная кафедра теологии. Все преподаватели – ее выпускники, бакалавры, магистры, преподает у нас даже аспирант исторического факультета.
– Где проходят ваши занятия?
– Официально мы считаемся воскресной школой-группой, так как у нас нет больших помещений, нет постоянно организованных классов, занятия проходят в помещениях церкви, которые мы переоборудовали в классы. Под них приспособили трапезную храма, часть клироса, где организованы музыкальные классы, большой конференц-зал, где проходят епархиальные собрания, библиотеку.
Важно, чтобы учеба была в радость
– По вашему мнению, с какого возраста детям лучше всего приходить в воскресную школу?– Когда ребенок начинает вливаться в социальную жизнь, ходить в школу, ассоциировать себя как личность – с этого момента можно спокойно приходить и заниматься в воскресной школе. Тогда и надо раскрывать знание о Господе, нашем Отце, о том, что Он сотворил и любит нас.
Сейчас в стране вводится Болонская система, в образовании – новые принципы. Детей учат не наукам, а компетенции во всех отношениях: как правильно добраться до школы, общаться с преподавателями и т. д. А наука стала факультативом: платИте и получайте знания. Я, конечно, против этого, но ничего не поделаешь. Министерство образования приняло такую структуру развития детей, а воскресная школа рушит эти стереотипы.
Мы любим детей, у нас как семья. Дети у нас занимаются с удовольствием. Мы стремимся к тому, чтобы они сами хотели узнавать, понимать и учиться. Допустим, говорим о молитве: можно из-под палки научить ей так, что человек навсегда перестанет молиться, а можно с любовью – так, чтобы он сам хотел участвовать в общей молитве и с радостью сам учил, исповедовал Символ веры, участвовал в Литургии.
Каждый год уровень преподавания и понимания детьми предмета растет. Чем человек взрослее, тем он больше начинает открывать для себя что-то о Боге, у него появляются свой личный опыт богообщения. Он молится, понимает, что Бог его слышит, учится, больше открывает самого себя и свое сердце.
– Почему подростки уходят из Церкви?
– По моему мнению, это естественный процесс, связанный с взрослением ребенка. Человек растет, развивается, его мировоззрение раскрывается, меняются приоритеты, и это особенности, актуальные для переходного возраста. Подростки отучились в воскресной школе, им уже неинтересно с детьми, надоела эта программа. Они больше общаются со своими сверстниками, появляются другие интересы, новые авторитеты, а близкие, родители уходят на второй план. Также у них начинается влечение друг к другу. И здесь главное – не навредить.
У нас в епархии прошло специальное анонсирование вебинара по этой проблеме. Все директора воскресных школ и многие батюшки посмотрели, как рекомендует Синод работать с такими подростками. Чтобы удержать ребят, предлагается организовывать подростковые клубы по интересам, но в рамках прихода – чтобы они не забывали про Церковь, а главное, чтобы были участниками Божественной литургии, оставались в евхаристическом общении, не впадали в тяжкие грехи, и враг рода человеческого не уводил их, искушая, на свою стезю.
Такие клубы мы сейчас пытаемся создавать в нашей епархии. С подростками занимаются специальные преподаватели, встречи проходят вне храмов. Человек вливается в новую атмосферу, но надо стараться, чтобы она была дружелюбной, чтобы в ней были братские отношения.
Мы понимаем эту серьезную проблему. Когда дети станут взрослыми, они, может быть, снова придут в Церковь, но могут вернуться уже поврежденные грехом, и нам хотелось бы их от этого уберечь.
– Вы сказали, что вместе с детьми к вам приходят и взрослые. Кто они?
– От пожилых людей до студентов, так называемой золотой молодежи. Женщин у нас больше, в этом отношении воскресная школа ничем не отличается от обычного прихода. Ежегодно мы устраиваем выпускной, беседуем, общаемся, проводим праздничный концерт, ну и люди немного рассказывают о себе.
Есть у нас и поэты, и простые рабочие, и кассиры торговой сети, и предприниматели. Интеллигенции, конечно, поменьше. Она в рамки воскресной школы не попадает, а учится на факультете теологии в университете. К нам же приходят люди, делающие первый шаг. Через нас они пытаются воцерковиться. Воскресная школа является своего рода форпостом – берет за руку неофитов и ведет их в Церковь.
Иоанновская семья – пример деятельной работы прихода
– Есть ли у вас учащиеся из других приходов?– В основном, это наши прихожане, но есть и прихожане других храмов. И те, кто приходит, становятся уже нашими прихожанами, по крайней мере, на время своего обучения. Приходят на Литургию, потом пьют чай, остаются на уроки, приводят своих детей и потом вместе идут домой.
– А с чего начинался лично Ваш приход в Церковь? Расскажите, пожалуйста, о себе
– Мне 44 года. Учился в техническом вузе. Занимался реставрацией Рязанского кремля, храмов, работал на восстановлении фасадов нашей семинарии. По благословению владыки Павла (тогда он еще был архиепископом), начал с друзьями учиться на теологии. Благополучно отучился пять с половиной лет, за это время воцерковился, стал церковнослужителем – я чтец-уставщик, провожу богослужения. Был помощником благочиния восточного округа по работе с молодежью. Сейчас также служу в Николо-Ямской церкви, одном из древнейших храмов рязанской епархии, там я тоже уставщик.
По благословению митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина (ныне – митрополит Оренбургский и Саракташский) и настоятеля Свято-Иоанновского храма, иерея Игоря Харина возглавляю Воскресную школу. Владыка Вениамин сделал официальную перепись воскресных школ, и мы прошли аттестацию. С тех пор наша Воскресная школа работает при епархиальном подворье св. прав. Иоанна Кронштадтского.
– Оказала ли влияние на вашу деятельность Иоанновская семья?
– Иоанновская семья является для нас идеалом и примером той работы, которая может вестись на приходах. Мы хорошо знакомы с деятельностью Семьи, были в гостях на приходе Иоанновского ставропигиального монастыря в Санкт-Петербурге, общались с организаторами, руководителями содружества Иоанновских приходов, и для себя отметили огромный масштаб работы, который проводится. Это грандиозно!
Наш храм молодой – пять лет как освящен и четыре года как состоялось Великое освящение, но и у нас ведется социальная работа. И хотя, конечно, на данный момент у нас нет ресурсов, позволяющих развить такую же деятельность, но мы будем к этому стремиться.
– В заключение нашей беседы, что пожелаете Иоанновской семье?
– Хотелось бы пожелать Божией помощи во всех добрых делах и начинаниях, искренней любви друг к другу о Боге по Евангелию. Ну и, конечно же, больше позитивного в работе!
Материал подготовил Геннадий Шипов.
Фото из архивов прихода и Виталия Афонина.
Читайте также:другие интервью в рубрике «Иоанновской семье – 10 лет».