Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Прот. Александр Матвеев: «Первыми, кто протянул руку помощи, стала Иоанновская семья»

Прот. Александр Матвеев: «Первыми, кто протянул руку помощи, стала Иоанновская семья»

 

Интервью с настоятелем храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Донецке

 

 

Летом 2014 года, пожалуй, не осталось СМИ, которые бы не рассказывали о том, что церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Трудовскихрасположенном на западной окраине Донецка, была полностью разрушена в результате артобстрела. Казалось бы, этот день – 25 августа – должен был перечеркнуть жизнь храма. И хотя родной дом общины практически перестал существовать, но по слову Божиему, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). С Божией помощью, началось возрождение святыни, началась новая страница жизни прихода. Рассказывает настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Донецке протоиерей Александр Матвеев.


«Общая беда объединяет людей»


 Отец Александр, ощутил ли ваш приход помощь своего небесного покровителя во время испытания войной в 2014 году?

— Помощь нашего дорого Батюшки мы с прихожанами хорошо ощутили, когда пришла беда, и наш храм разбили. Ведь это чудо, что никто не погиб, и как бы страшно не было, мы продолжали и продолжаем служить Божественную литургию, полагаясь полностью на волю Божию и молитвенную помощь отца Иоанна. Ведь только небесным покровительством Кронштадтского пастыря наш приход более сплотился и пополнился новыми прихожанами!

 Известно, что у вас сейчас ведутся восстановительные работы, при этом богослужения совершаются в небольшом помещении. А как часто проходят службы, и как вообще складывается жизнь прихода в таких условиях?

 Наш приход небольшой, 80-100 человек, по воскресному дню. В большие и почитаемые праздники прихожан бывает в полтора-два раза больше. Если сравнить с довоенным временем не хватает третьей части прихожан. Молодежи и детей – около 20 человек. В основном прихожане среднего и преклонного возраста.

Службы проходят регулярно. На клиросе поют от трех до восьми человек, половина знает нотную грамоту. С пением и чтением проблем вовсе нет, также петь и читать помогают дети. В алтаре помощников хватает: пономарей в среднем от трех до пяти человек, по большим праздникам – до десяти человек. Есть малыши, школьники, студенты и помощники разного возраста. Для молодежи помогать в алтаре – это лучше, чем прожигать время в интернете. 

 В восстановлении храма прихожане помогают? 

 Да, активность наших прихожан сейчас в основном направлена на помощь в восстановлении разрушенной церкви. Работают постоянно трое-пятеро человек. Но хотя в настоящее время боевые действия приутихли, мы пока не можем в полную силу продолжать восстанавливать храм. К сожалению, не хватает средств.

 Обращаются ли к вам за помощью пострадавшие в ходе военных действий, и если да, то как вы им помогаете?

— Мы кормим людей: ежедневно на трапезе – 10-12 человек, в воскресные и праздничные дни – поболее. Также наши прихожане принимают участие в сборе одежды и продуктов питания для особо нуждающихся жителей поселка Трудовские, так как некоторые семьи остались без жилья и самого необходимого, некоторые еще живут в бомбоубежище. Помогаем, по возможности, и продуктами питания больным психиатрической больницы. Общая беда объединяет людей. 


Когда война еще не пришла…


 Скажите, какой жизнью жил ваш храм, ваш приход до войны?

— Община нашего храма организована в 1989 году. Первоначально он был назван в честь Рождества Предтечи Крестителя Иоанна. Основателем прихода был пожилой священник отец Иоанн Бутков (†1993). Здание церкви – нетиповой постройки 1904 года. По преданию, это было поместье «София» помещика Карпова. До революции 1917 года в этом здании находился женский лицей, также была домовая церковь. После революции и до Второй мировой войны в нем находилась вечерняя школа. Во время войны, в период оккупации страны немецко-фашистскими захватчиками, в здании находилась немецкая комендатура. Там же содержались военнопленные, которые впоследствии были расстреляны и захоронены на территории теперешнего храма. 

До Великой отечественной войны и после нее храм в поселке Трудовские был, но располагался в разных местах и в разных зданиях. Так, при хрущевских гонениях церковь находилась в бараке, и старожилам запомнилась тем, что с одной стороны там был храм, а с другой стороны – пивной бар. Вот такая насмешка над святыней. 

В 1961 году церковь закрыли, и до 1989 года церкви в поселке не было. После войны в здании находилась школа №102, восьмилетка. В середине 1990-х годов демографическая ситуация изменилась – детей стало меньше, школы стали объединять. Несколько лет здание было бесхозным, его стали растаскивать. 

В 1989 году строение передали общине. Первоначально был восстановлен западный предел, и уже с 1990 года начали совершаться богослужения. Полностью здание восстановили в 1993 году. В том же году, по благословению правящего архиерея, освятили престол – в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 Что, по Вашему мнению, главное в приходской жизни?

 Главным в жизни прихода считаю Евхаристию, соборную молитву. Ведь без жертвы Богу угодить невозможно, а чаша Христова объединяет людей. А дальше, как говорил покойный Патриарх Алексий II, начинается «Литургия после Литургии», дух соборности люди уносят в свою малую церковь.


«Люблю уединение и молитву»


 Вы служите у Престола уже почти тридцать лет. А с чего началось Ваше личное воцерковление?

 Пришел я к Богу уже в зрелом возрасте, через болезни и скорби. Родился и вырос в Донецке, в рабочей семье. Религиозного воспитания в семье не было, и, оглянувшись на детские и юношеские годы, не припомню случая о вмешательстве Божием в мою жизнь. Окончил школу, потом – горное училище. Немного поработал на шахте, но в основном в легкой промышленности. 

Господь рано дал мне семейный крест – в 20 лет уже была семья. Понимаю, что у Бога все промыслительно, но и крест семейный дан рано, чтобы не «пропал в миру». Господь послал четырех детей, сегодня все уже взрослые. 

Считаю священство призванием, к преемственности отношусь осторожно. Бог вмешался непосредственно в мою жизнь, когда мне было 27 лет. Но прежде, чем попасть в храм, пришлось оббить не один порог: лукавый вводил в запои и не допускал к святыне. Работу в миру оставил и понял, что мое место в храме. Недолго побыл пономарем, о священстве не помышлял, но Господь попустил так, что меня быстро рукоположили. Это для меня стало полной неожиданностью, а когда опомнился, отступать было уже некуда. 

Науку священства пришлось осваивать на ходу. Заочно окончил Одесскую духовную семинарию. По сей день считаю себя недостойным стоять у Престола в виду своих греховных наклонностей и недостатков. За душой, кроме грехов и скорбей, ничего нет, но, в то же время, жизнь свою без храма не представляю. У Святого Престола уже 27 лет, служил на девяти приходах, на этом приходе – 19 лет. Люблю уединение и молитву. 

 Вдохновляет ли Вас, как священнослужителя, пример Всероссийского батюшки? 

 Святой праведный Иоанн Кронштадтский является для меня примером истинного пастыря и образцом праведной христианской жизни. Ведь такая жизнь включает в себя полноту христианских добродетелей – и здесь добавить просто нечего. Отрадно, что во время своей земной жизни он был не так далек от нас. Ведь сто лет – это не так много по временным меркам. Я слышал от пожилых священников, что они встречали людей, которые в своем детстве видели Батюшку отца Иоанна.

 Когда ваш приход почувствовал себя частью Иоанновской семьи?

— Когда у нас случилась беда, и в ходе боевых действий разрушили храм. Первыми, кто протянул руку помощи, была Иоанновская семья. Мы очень благодарны всем братьям и сестрам за их молитвенную и материальную поддержку. Спасибо вам и за возможность принять участие в большом Крестном ходе на малую родину нашего дорого Батюшки Иоанна Кронштадтского, где нас окружили вниманием и моральной поддержкой.

— Ваши пожелания Иоанновской семье…

— Желаю всем Божиего благословления в добрых делах, единодушия, духовного роста, потрудиться на благо Матери Церкви. А наш небесный покровитель, святой праведный Иоанн Кронштадтский да будет вашим заступником и ходатаем пред Господом!

Интервью провел Геннадий Шипов.

Фото: Александр Шурлаков / Иоанновский храм в Донецке.

Читайте также: 

• Приход храма Иоанна Кронштадтского в Донецке: Унывать некогда, нужно восстанавливать церковь.

• Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье – 10 лет».

 

Рассказать:


 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь