Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Владислав Юферов: «Иоанн Кронштадтский вновь и вновь творит чудеса!»

Владислав Юферов: «Иоанн Кронштадтский вновь и вновь творит чудеса!»

 

Интервью с председателем Казанского епархиального общества «Трезвение»

 

 

Как святой праведный Иоанн Кронштадтский помогает преодолевать пагубные зависимости? Чем православные общества трезвости отличаются от светских общественных организаций у нас и за рубежом? Что делать, если близкий человек пристрастился к спиртному или наркотикам? Что такое обет трезвости? Об этом и многом другом сайту Pravprihod.Ru рассказал председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, председатель рабочей группы и эксперт по противодействию наркомании и алкоголизму при Общественной палате Республики Татарстан Владислав Аркадьевич Юферов.


Под молитвенным покровом святого

 


– Владислав Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, историю появления Казанского епархиального общества «Трезвение» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. 

– В 2010 году я вернулся жить в Казань, откуда в 1973-м, в свои 19 лет, уехал «посмотреть» Сибирь и «засмотрелся» огромным прекрасным краем почти на 40 лет. Жил в Омске, служил в армии в Чите, потом долгое время жил, учился, работал в Иркутске и Ангарске, рядом с жемчужиной России – Байкалом. Прибайкалье – чудесный край с прекрасной природой, простыми и мужественными людьми, которые всегда были за Россию, за Православие, за Христа! 

По возвращению на Волгу я решил создать в Казани православное общество трезвости. Дело в том, что Казанское общество трезвости существовало до революции именно здесь, а его почетным членом был св. прав. Иоанн Кронштадтский. В итоге, мы, фактически, возродили дореволюционные православные традиции, успешно работавшие в России под эгидой Русской Православной Церкви. В Казанское общество тогда входили многие правящие архиереи, губернаторы, священнослужители, медики, ученые, все слои населения. Тогда у Общества в огромной Казанской губернии было 60 филиалов: в Казани, Чебоксарах, Звенигово, Буинске, Йошкар-Оле (Царевококшайске), Алатыре, Мариинском Посаде, Вятских Полянах, Агрызе, Козьмодемьянске, Елабуге, Ядрине, во многих других городах и селах, а также были филиалы далеко за пределами Поволжья – в Томске, Красноярске, Чите. 

Сначала, по благословлению и специальному распоряжению правящего архиерея, мы создали первое приходское Общество трезвости. Через год, когда приобрели опыт и нас поддержали на местах, мы создали Казанское епархиальное общество «Трезвение». Оно, в свою очередь, стало центром по развитию сети аналогичных православных обществ в Татарстане. Я люблю называть их «островками трезвости» или «искорками трезвения». Сегодня в Татарстане во всех трех епархиях их уже более 25-ти: в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, Алексеевском, Пановке, Нырье, Чепчугах. Кроме того, создаются новые общества. Многие из них носят имя св. прав. Иоанна Кронштадтского.

 Казанское общество носит имя Всероссийского батюшки, поскольку с ним связана его история?

– Да. Кроме того, у меня уже был опыт создания общества трезвости в далеком Ангарске, и оно тоже носило имя Кронштадтского пастыря. Я уверен, что он всегда предстоит перед Господом и молится за всех нас, православных трезвенников. Поэтому не было даже тени сомнения в выборе имени святого для нашего общества. 

 На заре его создания (см. Общество-трезвости.рфк Вам чудесным образом попала книга Иоанна Кронштадтского «Новые грозные слова» издания 1908 года. Более ста лет назад ее читали повсеместно: в приходах, на собраниях, в библиотеках обществ трезвости, передавали из рук в руки представители интеллигенции...

– Эту книгу, которую мне подарили десять лет назад в Ангарске, я храню как реликвию и всегда приношу на первые собрания новых приходских обществ трезвости. Прямо из нее зачитываю слова нашего любимого святого.

И он вновь и вновь творит чудеса! Именно с этой книгой и обращением Кронштадтского чудотворца я открывал много новых православных обществ. Фотографии из этой книги я отправил многим соратникам.

Кстати, мой дед Геннадий Степанович Юферов много лет служил унтер-офицером на крейсере «Рюрик», который базировался в Кронштадте. Он много раз бывал на службе в Морском храме и видел отца Иоанна, исповедался, причащался у него. Господь все устрояет: вот и я, по милости Божией, хоть капельку прикасаюсь к памяти святого. Брат деда, Владимир Степанович Юферов, работал до революции начальником на судостроительном заводе в Петербурге. Моя бабушка Татьяна Петровна Юферова (Лебедева) была образованной и воцерковленной женщиной: закончила Казанское женское училище духовного ведомства, которое курировал Синод и лично император Николай II.


С Божией помощью


– Помимо борьбы с зависимостью человека от алкоголя, какие задачи решает ваше епархиальное общество?

– Забота о духовном и физическом здоровье – важная составляющая жизни каждого человека. Но современный мир ставит на пути к нему все больше препятствий в виде разнообразных зависимостей, разрушающих человека, начиная с алкоголя и наркотиков, заканчивая игроманией. Психотерапевты называют сегодня порядка 400 видов зависимостей, многие из которых – прямое порождение греха. 

Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию, утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения, оказание информационной и практической помощи всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные психо-терапевтические программы. Пагубные зависимости имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно которой надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед – оскудение духовности. Последняя составляющая не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах) – здесь главным целителем является Господь Бог! 

Мы стремимся не только к телесной трезвости, а к такому трезвению, при котором человек идет дальше – встает на путь трезвения духовного – к вечности, к Богу. Поэтому наши программы основаны на вере в Божью помощь. При этом мы сотрудничаем с медициной, наркоконтролем, властями и общественными организациями – только вместе мы сможем противостоять греховным порокам общества. Мы контактируем с православными обществами трезвости от Владивостока до Калининграда, с организациями Минздрава, МВД, Минобразования, Минмолодежи, ФСИН, Минобороны, с органами власти, а также со многими общественными организациями. Наш опыт был востребован в Омской, Иркутской, Алатырской, Львовской и других епархиях.


«Избави нас от лукавого»


– Не все люди могут признать себя зависимыми. Возможно ли убедить такого человека начать лечиться и бороться со своей страстью?

– Да, возможно. В первую очередь, нужно начать самим вникать в эту проблему. И при этом не обязательно быть профессионалом. Необходимо изучить основную информацию о вреде пьянства, наркомании, курения и особенно – о пользе трезвого образа жизни. В качестве психологического приема можно ненавязчиво рассказывать, давать почитать страждущему человеку о такой пользе на примерах друзей, знакомых, известных людей, интересно и ярко освещать предлагаемые перспективы его и вашей совместной жизни. И главное: всегда молиться за этого человека, чтобы главным вашим помощником и целителем стал Господь. Молиться можно и самостоятельно, но обязательно нужно решить этот вопрос со священником и духовником. Еще можно начать самим посещать православные общества трезвости, где оказывают помощь по многим направлениям и творят соборную молитву о страждущих. 

– Как правильно вести себя членам семьи алкоголика, чтобы помочь своему ближнему? 

– Спокойно, без паники, но сверхсерьезно, и приготовиться к тяжелой, длительной, настойчивой работе, в том числе – и над собой. Принять то, что есть, как испытание, попущенное Богом вам и вашему родственнику. Вы должны принять на себя следующую формулировку и роль – «созависимый». То есть, ваш родственник – «зависимый», вы – «созависимый». Но есть и третий, невидимый – я называю его «разрушитель» – это хищник, страсть, это – сама проблема. И этот третий будет очень долго «крутить» ваш треугольник, пока вы и ваш родственник вместе не сможете остановить и выбросить его из своей жизни. 

Приемов много, но главный – когда Сам Господь, по вашим трудам и молитвам отведет страсть от вас и вашего родственника. Каждой страстью управляет определенный бес, направляемый дьяволом. Именно поэтому наша главная молитва ко Господу «Отче наш» заканчивается словами «…избави от лукавого…». Нужно помогать зависимому всеми доступными средствами. О них вы сможете узнать у профессиональных медиков и в православных обществах трезвости.  

Еще важно понимать, что созависимому тоже нужна помощь, поскольку он страдает и изнашивается в этом треугольнике порою сильнее зависимого. Тот укололся или выпил, и все – он спокоен. Он отдал себя в руки бесов и «отдыхает». А созависимый за него решает все вопросы: как найти пропитание, одеть, обуть, что делать и как вообще дальше жить. Каждый, кто попал в лапы бесов, «подсел» на иглу или на стакан, выполняет волю дьявола и тащит за собой в ад еще несколько человек. Задача созависимого – выстоять и через любовь спасти зависимого. 

– Если наркоман (алкоголик, курильщик) все же принял решение лечиться, куда обращаться не следует ни в коем случае? 

– Не раз я слышал истории о деятельности сект. Там даже могут «снять со стакана или иглы», но посадить на огромную иглу зависимости от секты, и человек всю жизнь поклоняется неизвестно кому, хоть дьяволу, лишь бы быть трезвым.

Американская разработка «Анонимные Алкоголики» тоже неэффективна. Там человек меняет свой  алкоголизм на пожизненную зависимость от групп «АА» по такому же, сектантскому типу. Там алкоголизм не рассматривается, как грех или духовная страсть – только, как болезнь. Есть люди, которые ходят в свои группы «АА» по 20 лет и зовут себя вечными больными алкоголиками вместо того, чтобы стать обычными трезвыми людьми. Зомбирование чистейшей воды, замешанное на постоянном страхе. Так, простите, можно и «захрюкать» или впасть в другую страсть, заменив беса пьянства на семерых, еще более страшных. Я бы советовал не ходить в «АА», не связываться с такого рода организациями, а прийти в Церковь, где есть свой тысячелетний опыт противодействия страстям.

– Почти всегда семьи, где один из супругов страдает алкоголизмом, бывают несчастными. Терпеть или разводиться, если муж-алкоголик стал агрессивен, и при этом лечиться не хочет  как Вы считаете?

– Во-первых, если любите, спасайте близкого человека всегда и везде! Именно через любовь каждый будет обязательно спасен, и Господь всегда вам поможет. Надо верить в это каждую минуту.

Но если жить совсем невмоготу – решайте сами и обязательно посоветуйтесь со священником, духовником. При этом вы сами должны взвесить, что для вас важнее – продолжать жить с полностью деградированным алкоголиком или посвятить себя, например, детям и, по большому счету, спасаться самому, чтобы не сгинуть в аду вместе со своим спутником. В крайних случаях допускается и расторжение венчанных браков.


Обет трезвости: что и зачем?


– Что такое обет трезвости, который часто дают члены православных сообществ? 

– Кратко – это обещание человека и призыв помощи Божией, когда человек осознанно встает на путь трезвения.

Принятию обета предшествует работа в обществах трезвости: беседа со священником, регулярное посещение собраний, ознакомление с соответствующей информацией, методиками, взаимодействие и взаимопомощь с соратниками, прихожанами, зависимыми и созависимыми людьми, обмен опытом. После определенного этапа «созревания» и готовности священник, духовник общества благословляет человека на принятие обета трезвости. 

Соответствующий церковный чин совершается после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Обет не является Таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед многими свидетелями, прихожанами, священниками, это поддерживает психологически и духовно.

– Как он «работает» и насколько согласуется с учением Церкви? 

– Более ста лет назад состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении Праздника трезвости – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября. Сегодня он возрождается повсеместно. По традиции, в этот день во многих храмах РПЦ дают обеты трезвости. Особым торжественным днем для такого обещания является также 18 мая – день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Наркомания и алкоголизм, согласно Стратегии национальной безопасности России, признаны прямыми угрозами государству. К противодействию пьянству и наркомании нас постоянно призывает Святейший Патриарх Кирилл, правящие архиереи, президент России Владимир Путин. 

Священный Синод РПЦ 25 июля 2014 года принял соответствующую Концепцию по противодействию алкоголизму и постановил возродить ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября. В документе четко изложено, как должна строиться соответствующая работа на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях, говорится о необходимости принятия обетов трезвости. Трезвенное просвещение возвращается в духовные семинарии. При Синодальном отделе по социальному служению созданы профильные координационные центры, в епархиях действуют соответствующие структуры.

Сама Концепция разрабатывалась много лет. Я знаком практически со всеми священнослужителями, которые соборно проделали этот огромный труд. Не скрою, восемь лет назад при разговорах о трезвости некоторые только ухмылялись и утверждали, что это несерьезно. Слава Богу, сейчас действует общецерковная программа, и я очень рад, что все больше людей встают на дорогу трезвения, на путь к Богу!

Немного цифр. В России потребление алкоголя на человека в год в пересчете на спирт составляет от 14 до 18 литров (цифры разнятся, методик единых нет). Кстати, в Чечне  менее 1 литра. При потреблении 8 литров, по расчетам специалистов мирового уровня, страна начинает вымирать, повышается смертность! Согласно статистике, в каждом регионе примерно 10% населения подвержены пьянству и алкоголизму, около 2-3% имеют пристрастие к наркотикам, около трети населения курят.

Как видите, дьявол через своих бесов любыми путями пытается ввергнуть людей в пьянство и наркоманию, чтобы уничтожить человека на телесном и духовном уровне. И мы должны помочь им вернуться в жизнь, в нормальный социум, отвести их от падения в дьявольский омут. Значит, надо действовать и, по большому счету, выполнять принятые концепции РПЦ и правительства РФ.

– То есть, обет все же отличается от клятвы, которую запретил давать Спаситель (Мф. 5:33-37)

– Протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ, объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи». Кстати, он всегда предупреждает: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил.

Часто люди не дают обет трезвости из-за страха нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие таких обетов, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления перед бесами пьянства: поминки тети, свадьба сына, посещение родной деревни, корпоратив на работе, рыбалка, охота и т. д. Если человек боится последствий – лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на малый срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить.

Минимальный срок обета трезвости месяц-три, хотя чаще его дают сразу на полгода или год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы, «попробовать на вкус абсолютную трезвость», понять: всегда ли трезвое веселье, как принято думать, «натужно» или все-таки можно радоваться без спиртного. По утверждению медиков, через 21 день все клетки обновляются, то есть на физическом уровне организм за это время очищается. Важно перепрограммировать свое сознание, и здесь помогает духовная составляющая – этот невидимый, трансцендентный стержень противодействия бесовским страстям – помощь Божия.


На благо ближнего


 Иногда можно услышать, что обет дают люди, не страдающие пагубной привязанностью. Зачем они это делают?

– Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, – объясняет протоиерей Илия Шугаев. – А он – по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, призывая помощь Божию в излечении близких людей. Случается, что супруги дают обет трезвости вместе – в этом огромная сила. В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться от питейной посуды – чтобы не было лишнего соблазна.

Бывают и такие высказывания: мол, обет трезвости – не мирское это дело, а сугубо монашеское. Но это не так, поскольку есть библейская традиция – давать обеты пред Господом. Большинство сомнений по обетам трезвости объясняется незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, более того, сам Патриарх Кирилл в своем обращении в честь возрожденного Праздника трезвости упоминает о положительном воздействии обетов в деле противодействия пьянству и наркомании.

Я сам несколько лет до принятия обета трезвости не употреблял спиртного, и не скрываю, что тоже сомневался в необходимости принятия обета. В моем случае церковный чин совершал председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» о. Игорь Бачинин в сослужении семерых священников. После этого я будто приобрел крылья, появились новые силы, возможности, словно Кто-то свыше стал помогать идти по жизни.

С 2010 года, когда появилось первое православное общество трезвости в Татарстане, уже тысячи людей дали обеты трезвости. Радуюсь за людей и молюсь за всех! Были крайне редкие случаи, что и нарушали. Но человек оступившийся знал путь спасения: снова шел в Церковь, к священнику, у кого принимал обет трезвости, каялся, нес послушание и вновь вставал на путь трезвости. Скольких знаю – еще тверже и осознаннее ведут новый образ жизни.

Многие, очень многие созависимые принимают обеты для спасения своих родных и близких. Проходит время, и через них с помощью Божией сами зависимые прекращают пить и начинают трезвую жизнь.

– Сейчас создана единая церковная сеть сопровождения наркозависимых. Могли бы о ней рассказать?

– В настоящее время действует специальная IT-система, которая призвана стать техническим решением для объединения реабилитационных структур Церкви в единую церковную сеть помощи наркозависимым в России. Новая система позволит церковным специалистам в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании.

Например, в Церковь обратился за помощью наркозависимый. Благодаря единой сети помощи будет подбираться подходящий реабилитационный центр, после чего будет выдаваться необходимая информация. Затем человек уже готовит документы, сдает анализы и направляется в выбранный реабилитационный центр.

Эксперты отмечают, что наиболее успешно реабилитация проходит в том случае, когда человек избавляется от наркотической зависимости вдали от своего дома и прежних социальных связей. Человек может обратиться за помощью, например, в Норильске, основной период реабилитации пройти в Ивановской области, а пост-реабилитационную программу, например, в Нижнем Новгороде. Единая сеть церковной реабилитации позволит человеку последовательно пройти все этапы реабилитационного процесса: первичную консультацию, дезинтоксикацию, мотивационное интервью, основной этап реабилитации, ресоциализацию по месту первоначального жительства или в ином месте, постреабилитационное сопровождение.

К новой системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры и другие схемы системы реабилитации, адаптации, профилактики. Новая IT-система позволит не только подбирать реабилитационные центры, но и бронировать в них места.


«Да любите друг друга»

 (Ин. 13:34)


– В чем, по Вашему мнению, сила единения по примеру Иоанновской семьи? Что для вашего общества означает быть ее частью? 

– Когда на нас вышли представители Иоановской семьи, мы, естественно, согласились быть в едином строю под сенью нашего святого Иоанна Кронштадтского! 

Могу повторить миллион раз: я всем сердцем верю, что наш святой отец Иоанн всегда предстоит перед Господом Богом и молится за всех нас! Именно поэтому мы едины, развиваемся и будем всегда сохранять соборность во славу Божию! Дай Бог, чтобы и наши дети – наше будущее, были здоровыми, крепкими и чистыми душой!

Сердечно всем желаю мира, благоденствия, бодрости духа! Доброго здравия, трезвости и трезвения! Мудрости, смирения, единства на духовном пути! ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА! 

Интервью провел Геннадий Шипов.

Фото из архива Казанского епархиального общества «Трезвение».

Читайте также:

• Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье – 10 лет».

 

Рассказать:


 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь