Прот. Павел Красноярцев: «На иконостасе вдруг засияла старинная икона Пресвятой Богородицы»
Интервью с настоятелем храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жигулевске Самарской обл.
Становление многих православных общин России приходилось на 1990-е годы XX века. Не стала исключением и община при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенном в Жигулевске Самарской области. Многое было сделано более чем за двадцать лет силами прихода, священноначалия, городской администрации и, конечно же, настоятеля. О том, как развивался приход, какой жизнью живет он сейчас, как создавался храм Всероссийского пастыря, являющийся одним из самых красивых зданий города, рассказал протоиерей Павел Красноярцев.
«Слава Тебе, показавшему нам Свет!»
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, как и когда в небольшом, но живописном Жигулевске появился храм св. прав. Иоанна Кронштадтского?
– Город Жигулевск расположен в центре Самарской Луки, это полуостров, который считают «жемчужиной» России. Место очень живописное, среди Жигулевских гор, огибаемых вокруг рекой Волгой. Здесь, по воле Божией мне и довелось служить до нынешнего времени.
В 1991 году в Жигулевске была организована община из верующих, православных людей, которые обратились к Администрации города о выделении помещения, где можно было бы собираться для общей молитвы. Администрация живо откликнулась на просьбу верующих и выделила третью часть списанного полуразрушенного барака в центре города. В течение года, раз в месяц, приезжали священники из г. Тольятти и служили Литургию.
– Большая ли была община? Чувствовалась ли помощь св. прав. Иоанна Кронштадтского в устроении храма?
– Вначале приход был небольшим, но постепенно стал возрастать, и одной трети выделенного помещения стало недостаточно. Снова обратились к представителям Администрации, и на престольный праздник, 2 января, нам отдали половину, а на престол в следующем году было отдано все помещение. Для нас это было знаком помощи от нашего батюшки Иоанна Кронштадтского.
Был и еще один знак, в 1995 году на Всенощном бдении, во время возгласа священника «Слава Тебе, показавшему нам Свет», на иконостасе вдруг засияла старинная икона Пресвятой Богородицы без названия. Все прихожане это видели. Со временем я узнал эту икону, увидев ее в Доме-музее Батюшки в Петербурге (в Кронштадте). Ее название «Аз есмь с Вами и никто же на вы», только там эта икона поясная, а у нас во весь рост. Многие прихожане обращаются к ней за помощью и получают просимое.
– А как и когда был построен нынешний каменный храм?
– В 1997 году, по благословению владыки Самарского и Сызранского Сергия, вокруг барака начали строить каменную церковь без проекта, тогда это еще было возможно, а проектировщики узаконили ее по факту. Службы Богу и чтение акафистов святому совершались постоянно. Мы получали ощутимую помощь, хотя все строилось с большими трудностями. В итоге все разрешалось положительно, и к 2000 году здание было воздвигнуто полностью.
– Кем было принято решение освятить храм во имя Кронштадтского праведника?
– Название храму было дано владыкой Евсевием (на тот момент Самарским и Сызранским), ныне митрополитом Псковским и Порховским. В то время святого угодника только что канонизировали. По преданию, Всероссийский батюшка проплывал на пароходе по Волге мимо наших мест, мимо города Ставрополь и предсказал его затопление. Очевидно, это и вдохновило владыку дать такое название.
– Много ли сейчас у вас прихожан, большой ли клир? Как, чем живет ваш приход?
– На протяжении 27 лет на клиросе служат два хора – большой и малый, общее количество певчих составляет около 20 человек.
Приход сейчас значительно вырос, состоит из прихожан разных возрастов и профессий, от старшего возраста до самого младшего. В таинстве Причастия обычно принимают участие половина взрослых и примерно столько же детей. Большая часть прихода – люди среднего возраста, это и учителя, и медики, и работники правоохранительных органов, и простые люди, верующие в Бога и святую церковь. Особенно много детей.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем Детском центре.
– С 2008 года при храме функционирует Детский православный центр «Жигулевский Светоч», который посещают более четырехсот учащихся. В центре работают 15 педагогов различных направлений: творчество, спорт, хореография, хоровая и вокальная деятельность, изобразительное искусство, подготовка детей к школе, английский язык и т. д. Профилирующим является предмет «Основы православной культуры». Бессменный руководитель Центра – Галина Николаевна Иост. В этом году «Жигулевский Светоч» отметил свой 10-летний юбилей. С 2012 года Центр ежегодно принимает участие в мероприятиях Иоанновской семьи, посвященных Иоанну Кронштадтскому.
«Где двое или трое собраны во имя Мое…»
(Мф. 18:19-20)– Как приход в целом стал членом Иоанновской семьи?
– В 2009 году мы были приглашены старшм священником Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге протоиереем Николаем Беляевым и организаторами на торжество, посвященное св. прав. Иоанну Кронштадтскому под названием «Прииди и виждь». Тогда мы впервые оказались в Иоанновской семье и были очень удивлены такому количеству настоятелей храмов с именем Всероссийского батюшки со всего мира. Сердце переполнялось радостью от того, что и мы стали членами такой огромной и замечательной семьи, и от сознания того, что и за нас молится наш батюшка Иоанн Кронштадтский, ведь он Ангел каждого храма, который носит его имя.
Конечно, особая благодарность о. Николаю Беляеву за его энергию, любовь и организаторские способности. Нам, конечно, до него далеко, но зато есть с кого брать пример! Считаю, что единение Иоанновской семьи полезно и имеет большую силу для процветания приходов и в целом для Спасения. Ведь Господь говорит «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20), а здесь столько батюшек молится поименно друг за друга в определенные дни, распределенные о. Николаем.
– Каким святыням удалось поклониться в Санкт-Петербурге? Какие вам особенно дороги?
– Наиболее дорогими для меня являются усыпальница Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре на Карповке и часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Всегда, когда приезжаю в Северную столицу, посещаю эти святыни.
«Во всей моей жизни вижу промысел Божий»
– В советское богоборческое время, на которое приходится большая часть вашей жизни, многие святыни были недоступны верующим. Отец Павел, а каков был ваш путь к Богу?
– Сам я верую с детства, моя мама была глубоко верующей и певчей в деревенской церкви, которая после революции, в 1930-х годах сгорела. Это было в селе Изобильное Оренбургской области, где я родился в 1945 году.
В селе все время существовала община верующих, которые собирались по воскресениям в маленьком домике у монахини с нашей фамилией Красноярцевой. В то время монастыри закрывали, а монахов разгоняли. Вот у нее в домике и проводились богослужения, читались акафисты. Моя мама была членом этой общины и часто брала меня с собой. Здесь и были посеяны зернышки православной веры в моей детской душе.
До рукоположения я был профессиональным художником в области книжной графики, плаката и живописи. После службы в армии я окончил художественное училище им. Бенькова и Театрально-художественный институт им. Островского в Ташкенте, где затем проработал преподавателем 12 лет. В 1990 году, по благословению своего духовного отца Михаила Шурпо, поступил учиться без отрыва от производства в только что открывшееся Духовное училище Среднеазиатской епархии Ташкента.
В 1991 году были найдены святые мощи Серафима Саровского, которые привезли в Москву, и Иосафа Белгородского, которые, в свою очередь, доставили в Курск. В то время я проезжал через столицу, где приложился к мощам Серафима Саровского, ощутив его любовь к себе и, испросив благословения, отправился в Курск. В училище я проучился год, из института уволился.
В Курске, в храме, который строили родители Серафима Саровского Исидор и Агафья (с колокольни которого упал маленький Прохор и чудным образом остался жив), я был рукоположен 6 августа 1991 года во диакона, а через три дня – архиепископом Ювеналием Курским и Белогородским – во священника в Сергиево-Казанском соборе (куда в это время привезли мощи Иосафа Белогородского). В течение всего месяца, каждый день мы служили у мощей, читая акафисты, а по истечении месяца провожали их в Белгород, где они пребывают по сей день.
Такие вот знаки судьбы и Божие провидение сопровождали поворотные моменты моего духовного пути. Прослужив в курском Никитском храме один год и не получив жилья, вынужден был уехать в Самару. Еще в процессе моего служения в Курске как-то мне в руки попала небольшая брошюра Иоанна Кронштадтского, которая произвела на меня большое впечатление, как говорится, пришлась по душе. А когда я оказался в Самаре, то получил Указ от архиепископа Евсевия служить в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жигулевске.
Таким образом, после моего рукоположения, в возрасте 46 лет, жизнь моя кардинально изменилась. Во время служения в Жигулевске я занимался строительством храма и параллельно учился на заочном отделении Духовной семинарии при Троицко-Сергиевой Лавре в Москве, которую закончил в 1997 году.
Сейчас мне 72 года. Посмотрев с высоты прожитых лет, вижу во всей моей жизни промысел Божий. 28 лет, как я стал священником, настоятелем, а затем благочинным. Жалею только об одном, что не пришел к этому раньше, но опять считаю, что на все воля Божия.
– Что бы Вы пожелали Иоанновской семье?
– Желаю отцу Николаю доброго здоровья, а Иоанновской семье – дальнейшего процветания на многая лета и общения между собой, этого нам очень не хватает.
Интервью провел Геннадий Шипов.
Фото: группа ВКонтакте храма св. прав. Иоанна Кронштадтского;
Рravprihod.Ru; Temples.Ru; Galaruz.Ru; Сызранская Епархия.
Читайте также:
• Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье – 10 лет».
Рассказать: |