Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Слово в неделю святых отец

Слово в неделю святых отец

 

 

И ныне прослави Мя Ты Отче у Тебе Самого славою,

юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Иоан. 17, 5).

В нынешнюю седьмую неделю по Пасхе Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и богоносных отцев перваго вселенскаго собора, созванных въ греческом городе Никее императором Константином Великим к 20 мая 325 года по Рождестве Христовом, — для утверждения истиннаго учения о Сыне Божием, поколебленнаго ложным учением еретика Ария, отвергавшаго Божество Сына Божия, и других единомышленников его.

Между прочими святыми отцами на Никейском соборе присутствовали: святой Николай Чудотворец, святой Александр, епископ Александрийский, и сопровождавший его молодой диакон Афанасий, уроженец города Александрии, котораго Александр очень уважал за его необыкновенныя дарования, за ум, глубокое богословское образование, прямоту, смелость, силу речи и за высокую христианскую жизнь; впоследствии он сам был избран в архиепископы города Александрии, по смерти епископа Александра. Еще были на соборе святой Пафнутий, епископ Фиваиды в Египте, Павел, епископ Неокесарийский, Спиридон, епископ Тримифунтский, великий чудотворец, и епископ острова Кипра святой Иаков Низибийский, также чудотворец, и другие. Все 318 отцев были из разных стран. Но, не смотря на чрезвычайную разность стран, из коих пришли, языков, которыми говорили, и обычаев, коих держались эти святые отцы, — прибывшие на соборе, согласным исповеданием веры засвидетельствовали, что учение Ария и его сообщников, дерзнувших отвергать вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом Отцом, есть новое, противное апостольскому учению, чуждое церковной веры. Равно засвидетельствовали святые отцы, что составленный ими на соборе символ веры, начинающийся словами: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя... и известный всем вам, — есть вселенский верный проповедник апостольскаго православнаго учения, которое есть вера всей Церкви и предание отцов. — В этом символе, дополненном впоследствии на втором вселенском соборе, изложено апостольское учение о Святой Троице: о Боге Отце, Творце мира и Вседержителя; о Господе Иисусе Христе, втором лице Святыя Троицы, — Сыне Божием единородном, рожденном от Бога Отца прежде всех век, — как Свет от Света, Боге истинном от Бога истиннаго, несотворенном, единосущном Богу Отцу и Творце всего; воплотившемся, распятом, погребенном, воскресшем, вознесшемся на небо и паки грядущем судить весь мир; и о Святом Духе, о Церкви, о крещении едином, о воскресении мертвых и жизни будущей.

Никейский вселенский собор есть богомудрый проповедник божественной славы Пресвятыя Троицы единосущной и нераздельной и, в особенности, — славы Иисуса Христа, как Сына Божия и Богочеловека. Эта вера, говорит святой Златоуст, апостольская вера заградила уста еретиков и, как непоколебимая стена, отразила вс козни их.

Собор Никейский также определил всем христианам праздновать светлый праздник Пасхи не в иной день недели, а именно в воскресный, — в первое воскресенье после весенняго полнолуния, так, как известно, что Спаситель наш воскрес в первый день, который следовал после пасхи иудейской. Собор также ввел возможное единообразие в обрядах христианскаго празднования, постановив, между прочим, 20-м правилом своим не преклонять колен в церквах во дни воскресные и во всю пятьдесятницу, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.

В Евангелии на литургии Церковь произносит ходатайственную, или священническую молитву Сына Божия о прославлении Его вечною славою чрез распространение истиннаго Богопознанія в мире, о соблюдении верующих от неприязни, освящении их, единении между собою и с Богом и вечном их блаженстве. В этой молитве Иисус Христос вполне открыл Свою божественную славу, именуя Себя Сыном Божиим, вечным, единосущным и единочестным Богу Отцу, Господом всякой плоти, рожденным от Бога Отца, источником вечной блаженной жизни для всех. Чтение Евангелия в неделю святых отец научает верующих обращаться с молитвою к Богу во всех делах, и чем они важнее, тем они сильнее обязуют нас к молитве. При молитве Своей Спаситель возводил очи Свои на небо. Если Сын Божий с внутреннею молитвою соединял и внешнюю, преклоняя по временам колена, воздевая руки, возводя очи горе, — то сколь необходимо и важно для нас сопровождать внутреннюю молитву наружными знаками, или обрядами, свидетельствующими о избытке и живости сердечных чувствований: ибо от избытка сердца уста глаголют (Матф. 12, 34), говорит Господь.

Братия и сестры! благодаря Богу и святой нашей Церкви православной, — мы все родилис в истинной вере, веруем твердо в Иисуса Христа, как Сына Божия, как и во Святую Троицу — Бога Отца и Сына и Святаго Духа; — и большая часть из нас собственным опытом, умом, душой и сердцем и всем существом испытали и познали и непрестанно испытываем и познаем, что Иисус Христос есть Жизнодавец и Бог и Спаситель наш: ибо Он непрестанно являет нам и в нас знамения Своей благости, правды и святыни и всемогущей силы, — оживотворяет нас на всякий час и минуту, нас, умерщвленных грехами, милует кающихся, очищает, освящает, умиротворяет, утешает, просвещает, укрепляет, врачует немощи душевныя и телесныя, чудно помогаетъ в делах наших и венчает их вожделенным успехом; — направляетъ душевныя стопы наши к исполнению заповедей Своих и еще здесь дарует нам предвкушать начатки вечной жизни на небесах. Да держимся же все неуклонно нашей спасительной веры, исполняя ея святыя заповеди и уставы, и да будет для нас Господь Иисус Христос и началом и концем всех наших желаний, помышлений и всех наших деяний, яко Того есть слава и держава во веки веков. Аминь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 

Рассказать:

 

Кронштадт. 
Юбилейные торжества 2015 года

Обратная связь