Прот. Евгений Соколов о педагогике отца Иоанна Кронштадтского
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Всероссийский батюшка, как его еще называли, более 25 лет служил в гимназии законоучителем, преподавал детям Закон Божий. Мы помним, что о. Иоанн каждый день служил Божественную Литургию, каждый день к нему на Исповедь приходили тысячи людей, и тысячи причащались. Десятки тысяч ежедневно хотели встретиться с ним и услышать его наставления. На почте для о. Иоанна был отведен отдельный огромный почтовый ящик для многочисленных писем, ежедневно приходивших в его адрес и требующих ответа.
Что же заставило этого предельно занятого и востребованного всеми слоями общества человека более 25 лет спешить в школу на уроки к детям? Разве мало было преподавателей в гимназиях? Почему учительское служение наш с вами земляк, достигнувший духовного уровня святости, считал таким важным? Собственно, это главный вопрос, на мой взгляд, на который мы должны ответить, говоря о педагогическом служении о. Иоанна Кронштадтского.
Зададимся вопросом: что сказал бы нам о. Иоанн, если бы присутствовал сегодня здесь? Какая проблема волновала бы его больше всего? Мне, кажется, он бы задал нам простой вопрос: почему мы отвергли науку о нравственных и духовных законах? Почему мы данную область знаний перестали считать наукой?
На мой взгляд, в этом главный корень наших бед, главная проблема современной школы и современного общества. Человечество признало, что весь окружающий мир подчиняется строгим законам. Именно все более углубляющиеся знания о законах, по которым сотворен мир, помогает нам создавать все более сложные и умные технические приборы, устройства, сооружения. И трудно себе представить, если бы мы в 1-м классе сказали школьникам, что все предметы, связанные с математикой, мы оставляем им на самостоятельную проработку.
Совершенно дико издевательски звучали бы наши слова к детям: «Изучить алфавит, научиться читать и писать вы должны самостоятельно вместе с вашими родителями». Естественно, спросить, а как же можно учить все другие уроки, если читать ты еще не умеешь? Но почему же современное общество, а вместе с ним и школа, решили, что область нравственных и духовных отношений не подчинены сложнейшим правилам и законам?
И, если, действительно, считаем, что таких законов нет, то тогда нужно признать, что мы проповедуем духовное и нравственно беззаконие. Если законов нет, то есть беззаконие, хаос и своим бездействием и безразличием этому духовному беззаконию мы учим наших детей. При этом лицемерно говорим о безнравственности общества.
Всегда, во все времена область духовных знаний считалась самой сложной и самой трудной для понимания. Именно поэтому преподавать духовные законы доверяли лучшим педагогам. Простое правило: человек, знающий и соблюдающий духовные и нравственные истины, старается их не нарушать. А, значит, не может плохо учиться, не может быть безнравственным членом общества.
Повторюсь, никому в голову не приходит отдать на самостоятельное изучение основные предметы: математику, знание языков, историю, литературу, но, как можно, самую главную, самую фундаментальную, самую сложную для понимания и восприятия область знаний - духовную - отдать на самостоятельное изучение понять сложно. Собственно, плоды этих самостоятельных знаний мы наблюдаем воочию за последние два десятилетия. Что мы ответим о. Иоанну Кронштадтскому? Что он преподавал знания, которые в наше просвещенное время никому не нужны, коли мы изгнали их из школьной программы. Тогда неплохо бы и похвастаться какие нравственные итоги мы сегодня имеем.
Просто в качестве штриха. Поскольку современные школьники совсем перестали читать, то наша школа отменила написание сочинения, как обязательный экзамен. К чему это привело можно понять, послушав несколько минут язык, на котором разговаривают наши дети. Эллочка из романа «12 стульев», как говорится, отдыхает. Но как-то оправдать свое духовное бездействие и беззаконие надо. Поэтому общая фраза, которую я слышу от учителей: «Воспитанием должна заниматься семья». Кто бы спорил, но кто бы еще и научил, как воспитывать, если честно признать, что духовные знания и у детей, и у пап и мам на нулевом уровне.
Семья занимается не только воспитанием, но и обычным образованием: следит, чтобы школьник выполнял домашнее задание, учил устные предметы, но все это в рамках программы, заданной школой. Именно школа диктует учебник, методику, перечень задач и уровень знаний к которому устремляется ребенок, а родители всячески этому должны помогать и способствовать. Но спрашивается, если школа по каким-то только ей понятным причинам, считает нравственные знания не обязательными, не считает эту область знаний достойной преподавания, то, что мы ждем от родителей?
Если интеллектуальная элита говорит своими конкретными действиями: эта область знаний маловажна для жизни человека, то пренебрежение духовными знаниями со стороны остальных членов общества становится нормой. Еще одна нелепость в нашем оправдании пренебрежением духовными знаниями.
Очень часто мне говорят педагоги, что каждый урок должен быть нравственным. Опять же, кто бы спорил. Но мне трудно представить, чтобы историю в школе изучали на основе только литературных произведений, таких как «Война и мир» Толстого. Странно, если бы мы законы физики предлагали изучать детям на основе решения математических задач, в содержании которых описан физический процесс: в бассейн наливается и из бассейна выливается. Право, давайте прекратим лицемерить.
Слова Спасителя в 23 главе Евангелия от Матфея стих 13, когда Он обращается к духовным и интеллектуальным руководителям избранного народа со словами резкого обличения: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человеком, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» на мой взгляд, обращены и в наш адрес. Они обращены именно к нам, тем, которые своими действиями говорят Творцу, что мы признаем и изучаем законы, по которым Он создал материальный мир, законы, по которым живет растительный и животный мир, законы по которым развивается художественное, музыкальное творчество, но мы отвергли духовные законы, по которым Бог создал межличностное общение. Тем самым утверждая в мире духовное беззаконие. И не правда, что мы, якобы, ничего сделать не можем.
А разве не сумели мы в считанные годы обучить детей компьютерной грамотности, не имея ни компьютерных классов, ни учебников, ни методичек. Ничего же не было, кроме воли и желания научить детей компьютерной грамотности. И как быстро достигли успеха. Для того, чтобы научить детей духовной грамотности нужно просто решить для себя вопрос, что есть: духовные законы или духовное беззаконие и сделать выбор. Когда-то в нашей многострадальной стране такие науки, как генетика и кибернетика были признаны «продажными девками империализма». Результатом явилась наша полная компьютерная зависимость от Запада вплоть до сегодняшнего дня.
Сегодняшняя духовная необразованность ведет нас в ту же зависимость только более страшную, зависимость в духовной области, когда Россия перестанет быть Россией.
И в заключении. Когда-то наш великий земляк М. В. Ломоносов ушел в Москву, имея огромное желание поднять свой интеллектуальный уровень и познать законы, по которым живет мир материи и преуспел в этом. Плоды этого познания мы изучаем в законах, которые он открыл. А вот плоды духовные...
Именно Ломоносов впервые в России разделил светское и религиозное образование. Когда знания о законах мертвой материи не сопрягались с духовными законами, с замыслом Творца о том, как же должны быть человечеством использованы эти знания для общего блага. Ибо они могли быть получены совершенно безнравственными людьми, не имеющих духовного образования. Знания - страшная сила. Недопустимо безнравственному человеку давать оружие, чтобы он не творил масштабное зло. Ибо тогда тот, кто дал это оружие злодею, несет сугубую ответственность за совершенные им злодеяния. Как можно давать самое острое и сильное оружие - коими являются знания - в руки безнравственных людей, для меня остается загадкой.
И последний штрих: уйдя в Москву в юном возрасте, наш великий ученый земляк больше ни разу в землю Архангельскую не пришел. А святой праведный Иоанн Кронштадтский регулярно приезжал не просто в Архангельск, а на свою родину в Суру. И всегда помогал и в постройке церквей, и в оснащении школ, и просто нуждающимся бедным людям. В этом огромная и принципиальная разница между великим ученым и великим святым. Как многие наши дети хотят стать учеными, как ничтожно малое число желает стяжать святость.
Поэтому, наверное, о. Иоанну Кронштадтскому мы можем сказать: «Отче Иоанне, мы, твои потомки и земляки, обокрали наших детей, лишив их возможности получать духовные знания в школе. Мы предали твое четвертьвековое служение в образовании. Именно поэтому святость сегодня никому не нужна! Прости нас за наступающее духовное беззаконие. Что сеем, то и пожинаем!»
Автор: протоиерей Евгений Соколов,
руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии,
Настоятель домового храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского при ПГУ им М. В. Ломоносова.
Выступление на Архангельской областной Иоанновской научно-практической конференции
«Пути возрождения духовно-нравственных основ российского образования»
в день тезоименитства (память прп. Иоанна Рыльского)
и день рождения св. прав. Иоанна Кронштадтского (19 октября/1 ноября).
1-2 ноября 2012 года, Архангельск.
Рассказать: |